За 10 лет на исследования и разработку в области ИИ государство выделило около 23 млрд рублей, что существенно ниже финансирования многих стран
В современном мире во всех сферах деятельности правит информация. Сегодня трудно представить эффективное функционирование логистической системы без использования обширных баз данных, тесного контакта агентов разных компаний, а также налаженной системы обработки заказов.
Последние несколько лет информационные технологии (ИТ) существенно меняют каналы движения товаров и пути доступа к покупателям. Трансформация будет еще более глобальной и заметной, когда и в логистической отрасли начнется активное внедрение новых технологий, а государственное регулирование будет унифицировано. Например, классификация и нумерация грузов в справочниках товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) унифицирована всеми странами до 8-го знака, а с 9-го они разные для каждой страны. ФТС России и таможенные органы Европейского союза (ЕС) обмениваются информацией «по запросу», однако они могли бы перейти на онлайн-обмен, который сможет создать стандартизацию товаропотоков.
На сайте Booking.com мы можем забронировать отель в любой стране мира, при этом у AsstrA есть возможность выбрать одноместные, двухместные или трехместные номера, а также необходимое количество кроватей и т.д. Чтобы появился аналогичный сайт для букировки фрахта, необходима дальнейшая стандартизация транспортных средств. Например, большинство грузоотправителей не устраивает, что выбор сведен в основном только к 20-футовым и 40-футовым контейнерам. Нужно «дробление» стандарта. Клиент должен иметь возможность подобрать для своего груза «комнату» подходящего размера.
Цифровизация логистики
Все больше компаний осознает необходимость использования цифровых технологий в цепях поставок. Однако в целом уровень диджитализации логистики остается стабильно низким, а большинство логистических компаний до сих пор использует привычные каналы коммуникации (email, телефон, мессенджеры), а также довольно устаревшие пути движения товаров: импортер — дилер — розничная сеть. Для удовлетворения требований Клиентов логистическим провайдерам приходится осваивать каналы прямого доступа к потребителю (желательно посредством машин), уметь обрабатывать большие массивы данных, обмениваться ими с конкурентами и заинтересованными сторонами, выстраивая блокчейн, и применять подсказки из этих массивов для принятия решений на перспективу.
Диджитализация нашей компании начиналась в 2006 году. Будучи еще довольно скромными игроками логистического рынка, мы половину своих активов направили на выстраивание новой корпоративной информационной системы на базе технологий Oracle. Тогда это казалось несколько преждевременно, но ставка была верной. Созданию условного Booking в логистике мешает то, что сейчас отсутствует блокчейн, с помощью которого можно было бы сделать заказ на доставку груза по всему миру так же легко, как и забронировать номер в гостинице. Но ситуация меняется семимильными шагами.
Уровень развития и внедрения технологий зависит от локации бизнеса. В СНГ люди больше задумываются над автоматизацией собственных операций, в ЕС вовсю идет работа над интеграцией с заказчиками, поставщиками и подрядчиками, а в Америке и Китае уже начинают работать над глобальным блокчейном.
Digital Supply Chain Institute (DSCI) провел собственное исследование профессионалов цепочки поставок и выявил, что треть этой группы либо крайне, либо умеренно незнакома с блочной цепью. Только 1% ответивших организаций в настоящее время использует блокчейн в своих операциях цепочки поставок, а 35% только изучают возможности ее использования.
Американский центр производительности и качества APQC провел исследование, опросив 101 специалиста по логистике. В результате было выявлено, что около 1/3 видят в технологии блокчейн потенциал для создания конкурентного преимущества своей компании в течение следующих 10 лет. Около 10% респондентов считают, что за этот промежуток он изменит индустрию.
Глобальный тренд
Ведущие мировые логистические компании внимательное отслеживают все современные тренды в сфере ИТ и ищут возможности для их реализации в своем бизнесе. Например, корпорация IBM совместно с мировым лидером в сфере контейнерных перевозок Maersk объявили о разработке нового предприятия, которое сосредоточится на создании торговой блокчейн-платформы для мировой логистической индустрии.
Подавляющее большинство крупных логистических компаний сейчас находится на этапе накапливания информации, а мировые аналитики отмечают, что эти данные можно использовать для практического внедрения технологий в области искусственного интеллекта. Анализ данных может не только оптимизировать деятельность логистических провайдеров, но и дать серьезное конкурентное преимущество. Например, DHL представила уникальный показатель, характеризующий текущее состояние и тенденции развития мировой торговли.
Барометр DHL основан на огромном количестве логистических данных, которые оцениваются с помощью искусственного интеллекта. Поскольку глобальная торговля стимулирует мировую экономику, барометр DHL также дает представление о ее перспективах. Показатель был разработан в сотрудничестве с Accenture — международной компанией, оказывающей услуги в области управленческого консалтинга, информационных технологий и аутсорсинга. Данные будут публиковаться ежеквартально, а компании смогут корректировать свои стратегии в зависимости от показателей барометра по движению рынков капитала, рабочей силы и товаров.
Мировые показатели инвестиций в ИИ все еще находятся на ранних стадиях и относительно малы по сравнению с вложениями в ИТ. Разработки в области искусственного интеллекта, например, привлекли от 2% до 3% всех средств венчурного капитала по стоимости в 2016 году, а ИТ — 60%. По данным PitchBook, только 10% компаний-стартапов, которые заявляют технологию машинного обучения своим основным продуктом, генерируют доход. Из них лишь половина сообщает о прибыли более $50 млн. Более того, внешние инвестиции остаются сильно концентрированными в географическом отношении — доминируют несколько технологических центров в Соединенных Штатах Америки и Китае, а Европа отстает.
Кто инвестирует в технологии
Наиболее активно идет развитие новейших технологий в Северной Америке, которая считается технологическим центром разработки и применения подобных новшеств. Ежегодно из государственного бюджета выделяется около $200 млн на исследования в области ИИ.
В России темпы тоже вполне впечатляющие — по оценкам компании в сфере информационных технологий «Инфосистемы Джет» и портала TAdviser, рынок ИИ и машинного обучения в нашей стране достигнет 28 млрд рублей к 2018 году, увеличившись в 40 раз.
Но несмотря на довольно оптимистичные цифры, уровень финансирования ИИ в России является невысоким. В 2017 году компания SAP провела исследование в области разработки проектов с использованием искусственного интеллекта в России. С 2007 года и по 2017 год в России государственные и бизнес-структуры профинансировали 1386 научных проектов, посвященных искусственному интеллекту. А 1229 из них являются некоммерческими и проводятся в рамках федеральных целевых программ или оплачиваются различными фондами. Это демонстрирует, что российский бизнес пока в меньшей степени заинтересован в разработке и использовании искусственного интеллекта в своих проектах.
Одним из лидеров по объему государственного финансирования в России является транспортная отрасль. Большие вложения поступают в проекты по анализу данных, системы поддержки принятия решений и распознавания изображений и видео, так как они помогают оптимизировать логистические проблемы и издержки.
В последние годы транспортная логистика стала одним из наиболее значимых и развивающихся секторов экономики. Требования, предъявляемые Клиентами к решениям по автоматизации логистических процессов, сильно меняются. Основными трендами являются функциональность и высокий уровень надежности. Необходимо подсказывать Клиентам и Партнерам шаги для дальнейшей оптимизации (Control tower), показывать четкий и понятный результат, а также вписываться в существующую ИТ-инфраструктуру и отвечать мировым трендам. Уже мало просто соответствовать рынку, необходимо быть на шаг впереди ожиданий Клиента, а таких результатов можно добиться только благодаря сотрудничеству человека и машин.