Узбекистан начал активно выстраивать торговые отношения с соседями по новым правилам. Теперь эта страна заинтересована в двустороннем сотрудничестве и привлечении инвесторов, то есть грузооборот между странами будет только расти при сохранении такой политики. Директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Маргарита Дядяева рассказала корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о ситуации на рынке и перспективе сотрудничества.
— Маргарита Александровна, прокомментируйте изменение делового климата в Узбекистане: рынок стал открытым, насколько он теперь будет интересен казахстанскому бизнесу?
— На мой взгляд, открытие рынка Узбекистана дает больше возможностей для работы с этой страной. Ранее Казахстан и Узбекистан также очень плотно сотрудничали, но при открытии рынка у наших предпринимателей и производителей появилось больше возможностей для экспорта и импорта товаров между двумя странами. С 2016 года виден прирост экспорта и импорта продукции — как вы понимаете, это ведет за собой увеличение грузопотока.
— Какова сейчас ситуация с грузооборотом между странами?
— Мы регулярно отслеживаем ситуацию, на данный момент в торговых отношениях с Узбекистаном Казахстан придерживается активной экспортной позиции: по данным открытых источников, экспорт прирос в стоимостном выражении сразу на 39%, импорт — на 27%. По итогам 2017 года экспортные поставки РК в Узбекистан достигли 662 миллионов долларов США — это сразу на 38,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. В тоннах объем экспорта вырос на 7,7%, до 2,66 миллиона тонн. Семь из десяти экспортных позиций — промышленная продукция: продукты нефтедобычи и горно-металлургического комплекса: в секторе газа и нефти лидируют газообразные углеводороды (90,1 млн долларов), кроме того, значительный прирост отмечен для нефти и нефтепродуктов (34,2 млн долларов, прирост сразу в 5,5 раза). В сегменте горно-металлургической продукции основные экспортные позиции — полуфабрикаты из железа и стали (79,3 млн долларов, прирост в 2,4 раза), прокат из железа и стали без покрытия (20,6 млн долларов, рост в 2,5 раза) и с покрытием (15,8 млн долларов, рост в 1,5 раза).
Должна заметить, что еще три позиции из топ-10 экспортной корзины — товары агропромышленного комплекса. Однако в этой сфере по двум ключевым позициям отмечен спад экспортной активности: пшеница и меслин (102,4 млн долларов, -0,4% за год) и мука(56,1 млн долларов, -25,4% за год). В приросте — семена подсолнечника (25,4 млн долл., +40,6%).
— А что завозят из Узбекистана в Казахстан?
— По мнению экспертов рынка, импорт вырос в денежном выражении (+26,5%, до 393,3 млн долларов), но сократился в натуральном (-25%, до 656,7 тыс. тонн).
Здесь надо понимать, что из Узбекистана РК завозит в основном сельскохозяйственную продукцию: свежие фрукты (71,9 млн долларов, -11,5% за год), томаты (25,4 млн долларов, +29,7%), виноград (17,1 млн долларов, -24,6%), сухофрукты (15,1 млн долларов, +54,2%), овощи (11,9 млн долларов, +7,6%).
Добавлю, что из ключевых импортных позиций — газообразные углеводороды (56,7 млн долларов, +36,4%), полиэтилены (28,1 млн долларов, годовой рост в 5,3 раза), азотные удобрения (13,2 млн долларов, +17,3%), цинк (11,9 млн долларов) и, конечно, продукция узбекского автопрома (10,6 млн долларов).
— Как вы оцениваете перспективы развития отношений между странами?
— Вы знаете, еще год назад на встрече президентов Нурсултана Назарбаева и Шавката Мирзиёева было решено нарастить ежегодный товарооборот до 5 млрд долларов к 2020 году. Также было подписано соглашение, призванное усовершенствовать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничестве между Узбекистаном и Казахстаном. Документом запланировано создание сети совместных торговых домов по ключевым направлениям: взаимная продажа нефти и нефтепродуктов, а также электротехнической, машиностроительной, автомобильной, фармацевтической и агропромышленной продукции.
Более того, налаживается сотрудничество между НУХ «Байтерек» и Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана. Кроме того, планируется запуск крупноузловой сборки легковых автомобилей, автобусов и сельскохозяйственной техники, выпускаемых казахстанскими и узбекскими предприятиями «Азиа-Авто», KazKioti, «СамАвто» и GM Uzbekistan.
Я считаю, что все это говорит о серьезном намерении сторон развивать торгово-экономическое сотрудничество. Для этого есть все предпосылки и ресурсы. Грузооборот между странами будет только расти.
К тому же после смягчения экономической ситуации и валютного контроля в Узбекистане открылись новые возможности для работы с грузоотправителями и грузополучателями этой страны. Узбекистан — страна, богатая плодово-овощной продукцией, хлопком, природным газом и т. д. Открылись огромные перспективы для экспорта продукции, выращенной и произведенной в Узбекистане, а также открываются новые возможности при импорте товаров назначением в Узбекистан. Мы видим, как с каждым днем увеличивается количество договорных отношений между предпринимателями наших стран, следовательно, нарастает грузопоток в данных направлениях.
— Какие вопросы возникают при росте товарооборота? Наверняка есть механизмы, которые требуют проработки, или необходимо пересмотреть какие-то документы?
— Надо понимать, что открытие новых рынков сбыта всегда влечет за собой поиск решений для оптимизации затрат, ускорения процедур при прохождении пограничных пунктов пропуска, удешевления логистических затрат и увеличения провозных возможностей обеих стран.
Сейчас между Узбекистаном и Казахстаном на базе проекта USAID разработан стратегический план Партнерства, а именно: разработка механизма государственно-частичного диалога в реализации региональных соглашений, совершенствование законодательства двух стран в сфере транспорта и логистики, разработка единого формата предварительного информирования в системе управления рисками, совершенствование форм обеспечения таможенных гарантий, внедрение электронной системы предварительного уведомления таможенных органов о грузах и транспортных средствах, разработка программ повышения квалификации в области логистики.
— И еще один вопрос, который касается грузооборота с нашими соседями. В России началось строительство первой частной автомагистрали: трасса длиной 2000 км свяжет Казахстан и Беларусь. Будет ли AsstrA Казахстан ею пользоваться?
— Конечно, мы будем ею пользоваться. Платные дороги — это более качественная инфраструктура, большие скорости движения (из-за более качественного дорожного покрытия и меньшего количества стороннего транспорта). Также они отличаются большей сохранностью груза.