Эксперты прогнозируют, что к 2025 году ее объем увеличится до 335 млрд долл. США. К настоящему времени внедрение данной концепции позволило произвести революцию в гостиничном бизнесе и сегменте пассажирских перевозок. Внедрение совместного потребления происходит и в транспортно-логистическом бизнесе.
Экономика совместного потребления – это транзакционная онлайн-экосистема, в которой пользователи взаимодействуют друг с другом с целью совершения покупок и оказания услуг. Система позволяет пользователям экономить ресурсы, оперативно оказывать услуги и получать новые выгоды. Квинтэссенция концепции – совместное использование, а не владение. Вместе с тем, чтобы эффективно и продуктивно внедрить систему совместного потребления, необходима реорганизация управления и регулирования бизнес-процессов.
Компании Lyft, Convoy и Uber уже расширили свои сервисные пакеты и начали оказывать услуги по экспедированию грузов. По данным Американской ассоциации грузоперевозчиков, Uber Freight намерен внедрить новый эффективный сервис для заказа грузоперевозок, предложить водителям семидневные условия оплаты и запустить удобные приложения для обеспечения полной загрузки. Однако внедрение новых услуг вызывает трудности, поскольку правовое регулирование грузоперевозок кардинально отличается от регулирования пассажирских перевозок.
Швейцарская международная транспортно-логистическая группа компаний AsstrA-Associated Traffic AG, наряду с другими представителями транспортно-логистической отрасли, стремится расширить комплекс услуг в сфере логистики «последней мили». Ведущий эксперт в области транспортно-логистической инфраструктуры США Вальтер Кеммсиес прогнозирует, что в течение следующего десятилетия доля интернет-бизнеса в розничной торговле удвоится, а тенденция использования универсального канала продаж выйдет на лидирующие позиции.
«В области экспедирования грузов разделить активы сложнее, нежели в области найма частных квартир и автомобилей, как это делают пользователи сервисов AirBnB и Uber. Тем не менее, логистические провайдеры часто делят между собой грузовой парк на основании договоров аренды. Полагаем, что в будущем система распределения транспортных средств между разными перевозчиками упростится. Кроме того, перед экспедиторами и логистическими провайдерами открывается одна из наиболее перспективных возможностей экономики совместного потребления – гибкий обмен человеческими ресурсами. Для транспортного бизнеса нехватка водителей представляет серьезную проблему. Даже конкурирующие предприятия потенциально готовы сотрудничать и обмениваться водителями. Современные технологии, а также общие идеи коворкинга и аутсорсинга приобретают определяющее значение для транспортно-логистической отрасли», – отмечает Директор операционного управления AsstrA Денис Гураль.
Транспортные эксперты AsstrA выявили следующую тенденцию: предприятия розничной торговли больше не хотят хранить крупные партии товаров на складах и все чаще заказывают партии меньшего объема. Небольшие партии поступают непосредственно на полки магазинов. Помимо того, возрастает спрос на услуги по доставке сборных грузов, что дает каждому участнику экономики совместного потребления новые возможности и инструменты для увеличения его доли на рынке. Транспортные компании, которые придерживаются традиционного подхода, также могут применять принципы экономики совместного потребления, чтобы облегчить поиск поставщиков транспортных средств и водителей, например, путем совместного использования ресурсов с надежными логистическими Партнерами.
«Сегодня услуги «последняя миля» и «экспресс-доставка» пользуются наибольшим спросом. Транспортно-логистическая отрасль уже давно приняла и интегрировала принципы экономики совместного потребления с целью оптимизации затрат. Грузы, принадлежащие разным владельцам, консолидируются в соответствии с концепцией доставки сборных грузов. В частности, консолидация грузов и тесное сотрудничество с поставщиками и грузовладельцами позволяет существенно снизить затраты на логистику «последней мили», – подчеркивает Заместитель директора операционного управления AsstrA по сборным перевозкам Кароль Баранчук.
Еще одна особенность экономики совместного потребления, которая оказывает значительное влияние на организацию цепочки поставок, – использование беспилотного грузового транспорта. Внедрение автономного транспорта требует совместных усилий со стороны логистических провайдеров, разработчиков IT-продуктов и предприятий розничной торговли.
«Безопасность перевозимых грузов – один из ключевых факторов, влияющих на успех логистического бизнеса. До тех пор, пока использование беспилотных автомобилей не сможет гарантировать полную безопасность грузов, мы не будем применять такие транспортные средства вне складов или разгрузочных доков. Сегодня представители различных отраслей тесно сотрудничают с целью полной автоматизации цепочки поставок, активно продолжается тестирование беспилотных грузовиков. Однако в ближайшие 10 лет автономный транспорт вряд ли станет частью нашей повседневной жизни», – отмечает Заместитель директора операционного управления AsstrA по автоперевозкам Виталий Еременко.
Горизонтальное сотрудничество участников цепочки поставок – еще одно новое явление, возникшее во многом благодаря концепции совместного потребления. Транспортно-логистические компании налаживают Партнерские отношения друг с другом для реализации крупных проектов. Поставщики логистических услуг сотрудничают со своими коллегами, чтобы оптимизировать расходы и позаботиться об окружающей среде, сократив вредные выбросы в атмосферу. Электронный обмен данными (EDI) содействовал налаживанию «вертикального» сотрудничества, однако для создания тесных «горизонтальных» Партнерских отношений еще предстоит преодолеть многие преграды.
Горизонтальное сотрудничество в цепочке поставок основано на современных технологиях и аутсорсинге. Поскольку стоимость доставки «последней мили» составляет до 40-50% стоимости всех логистических услуг компании, использование новых технологий для оптимизации расходов приобретает ключевое значение. В частности, технология краудсорсинга позволяет организовать более оперативную доставку товаров по более выгодным ценам. Кроме того, данная технология помогает компаниям, которые не имеют собственных транспортных средств или собственных водителей.
Будущее экономики совместного потребления в транспортно-логистической отрасли сложно прогнозировать, однако высокий потенциал и неуклонно растущая популярность данной концепции говорят сами за себя.