– Как организована работа с негабаритными перевозками в AsstrA?
Для работы с тяжеловесными и негабаритными грузами в AsstrA был создан специальный отдел AsstrA Heavy Lift. Уже более 26 лет мы оказываем услуги по организации негабаритных перевозок с использованием разных видов транспорта и комбинированных схем доставки. AsstrA Heavy Lift использует собственный специализированный подвижной состав, а также железнодорожный, морской и речной транспорт. Мы активно применяем интермодальные схемы перевозок, когда для доставки одного груза последовательно используется два и более вида транспорта. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, недостаточно предлагать только дорожный транспорт, пусть и по большинству направлений. Тренды рынка меняются, и вместе с ними расширяется спектр наших услуг.
– Какие отрасли обслуживает AsstrA Heavy Lift?
Значительная доля негабаритных грузов, перевозимых в AsstrA, – это промышленное и иное оборудование. В частности, в текущем году промышленное оборудование составило около 30% от общего грузооборота компании. Весной большую часть заказов составляют перевозки строительного оборудования и сельскохозяйственной техники. Кроме того, AsstrA оказывает комплексные транспортно-логистические услуги для предприятий металлургической, энергетической и строительной отрасли, реализует крупные промышленные проекты.
– Что представляет наибольшую сложность: вес негабаритного груза, маршрут или срок доставки?
Как показывает практика, единственный сдерживающий фактор – наше воображение. AsstrA Heavy Lift организует перевозки негабаритных грузов практически по всем маршрутам. К основным направлениям негабаритных перевозок относятся страны Западной Европы, страны Балканского полуострова, преимущественно Болгария и Румыния, а также маршруты Польша – Россия и Россия – Италия. В нашей практике были и «экзотические» проекты, когда маршрут перевозки, вес груза и сроки доставки были настолько необычными, что, на первый взгляд, реализация такого заказа казалась невозможной.
– A на самом деле?
На самом деле, возможно все. Одним из наиболее серьезных испытаний для AsstrA Heavy Lift стал проект, реализованный в конце марта – начале апреля 2014 года. Перед нами стояла задача транспортировать завод, производящий битумные материалы, из Польши в Кот-д’Ивуар в Африке. Это 107 единиц груза, расположенных на 38 составах. Доставить груз по такому маршруту сухопутным транспортом невозможно, поэтому мы решили организовать перевозку через порт в Гданьске. Габариты груза не являлись для нас проблемой, поскольку они подходили под общепринятую категорию «С»: длина одной единицы груза – 15 метров, ширина – 4 метра, высота – 4 метра, вес – до 45 тон. Однако координация и реализация проекта потребовала много терпения, в особенности во время таможенного оформления в порту Абиджан. Судно простояло около 7 дней на рейде и 3 дня в порту, так как сопроводительная документация, а точнее, номенклатура соответствующих единиц груза, несколько раз проверялась и исправлялась. Лично для меня это была незабываемая Пасха, которую я провел у компьютера с телефоном в руке.
– Перевозки негабаритных грузов – задача не из легких. Наверно, у сотрудников AsstrA Heavy Lift стальные нервы?
Совершенно верно. В ходе перевозки все сосредоточены на обеспечении сохранности груза, транспортного средства и безопасности других участников дорожного движения. Например, иногда состав с грузом блокирует проезд через деревню или город. В таких случаях нам не до веселья. Спокойно вздохнуть мы можем только после успешного завершения сложной транспортировки, когда груз уже находится в пункте назначения. Тогда наступает время для размышлений и тщательного анализа всего процесса перевозки.
– А если происходит форс-мажор?
Тогда приходится креативить. Помню, в феврале 2016 года мы транспортировали негабаритный груз, ширина которого достигала 9 метров. Ночью груз проезжал через деревню на территории Венгрии. Водитель пытался объехать уличный фонарь, но трактор сдвинулся осями на травяной островок, из-за чего весь состав намертво застрял в грязи. Не помогли даже подъемники и канаты. Тогда мы вместе с сопровождающими взяли в руки лопаты и начали раскапывать колеса трактора, подкладывая под них деревянные доски. После часа интенсивной работы мы, наконец, поехали дальше. Утром, уже после завершения транспортировки, кто-то сказал, что в следующий раз для такой перевозки надо брать с собой байдарки и весла. Ну и началось. Мы все буквально плакали от смеха и облегчения.
– Всегда ли такие истории заканчиваются хэппи-эндом?
Бывают ситуации, когда хэппи-энд кажется невозможным. В 2016 году мы реализовывали крупный проект, который включал демонтаж и поставку единиц технологической линии для производства древесины по маршруту «Испания – Болгария». Мы выиграли тендер на организацию этой перевозки, но позже выяснилось, что в предоставленной заказчиком технической документации была ошибка. Габариты большинства грузов оказались гораздо больше, чем мы ожидали. Диаметр некоторых единиц груза увеличился с 3 до 5 метров, что исключило возможность автомобильной транспортировки по всему маршруту. Морская перевозка через порты в Испании была невозможна из-за высоты груза. В течение следующих 2 недель мы разработали проект перевозки через порт Порто в Португалии и через порт Варна в Болгарии до места назначения. Из-за сжатых сроков поставки мы находились под огромным давлением. Демонтаж и погрузку всех единиц груза пришлось провести всего за 3 месяца, чтобы своевременно сдать свободную территорию завода новому владельцу. У AsstrA все получилось. Мы оперативно загрузили 322 состава, из которых 160 составов были негабаритными (84 – на судно). И самое главное, груз не был поврежден и в полной сохранности прибыл на место назначения. Это был настоящий хеппи-энд.
– Организация негабаритных перевозок напоминает боевик. Наверное, эмоции зашкаливают?
Совершенно верно, уровень адреналина у наших сотрудников значительно повышается. Однако не стоит забывать, что процесс перевозки предваряется очень тщательным подготовительным этапом. В основе лежит разработка детального плана транспортировки, консультации по различным аспектам перевозки, выбор подвижного состава, проверка маршрута и оценка рисков. AsstrA предлагает комплексное облуживание. Специалисты AsstrA содействуют в оформлении сопроводительной документации, принимают активное участие в реализации каждого этапа негабаритной перевозки, включая контроль над погрузкой и разгрузкой, организацию сопровождения и т.д.
– Бывают ли случаи, когда груз повреждается в ходе перевозки, несмотря на все меры предосторожности?
Бывает всякое. Поэтому мы предлагаем нашим Клиентам услуги по страхованию грузов «от всех рисков» в размере 3 миллионов евро. Такое страховое покрытие позволяет компенсировать практически любой ущерб. До начала перевозки сотрудники AsstrA всегда проводят анализ и измерения дорожной инфраструктуры, чтобы гарантировать свободный проезд состава, обеспечивают надежное крепление груза. Лично я делаю особый акцент на анализе процесса транспортировки после ее завершения. Это помогает подвести итоги проекта и сделать выводы на будущее. Нет предела совершенству.