По данным ФБР, ежегодные потери грузов в результате краж составляют 30 млрд долл. США. Поскольку стоимость грузов неуклонно возрастает, проблема хищения становится все более острой. Чтобы обеспечить безопасность дорогостоящих грузов, логистические провайдеры разрабатывают особый инструмент по борьбе с кражами – многоуровневую технологию безопасности. Специалисты по логистике отмечают: будущее безопасности уже наступило. Многие современные высокотехнологичные решения, включая GPS-чипы на каждой посылке, радиочастотную идентификацию и биометрические системы, уже получили широкое распространение.
В большинстве случаев хищение происходит по вине нечестных водителей, которые воруют груз с погрузочной площадки. Биометрическая система безопасности включает оформление биометрического удостоверения личности для каждого водителя. С помощью такого удостоверения грузоотправители могут отслеживать местонахождение похищенного груза посредством определения географического положения конкретного транспортного средства. Помимо того, биометрическое оборудование способно идентифицировать большое количество человек, тем самым гарантируя, что к процессу перевозки будут причастны только доверенные люди.
Один из первых случаев интеграции биометрической системы безопасности в цепочку поставок произошел в 1999 году в Роттердаме. Местный морской порт начал использовать систему распознавания отпечатков пальцев для идентификации водителей грузовиков, въезжающих на территорию порта. Компания Newcastle-based Ievo Ltd. также доказала свою дальновидность, в числе первых начав применение биометрических технологий. Компания установила сканеры отпечатков пальцев для бельгийского логистического оператора European Horse Services (EHS), который занимается перевозкой самых дорогих пород лошадей. Сегодня существует множество способов использовании биометрических решений в области логистики.
«Товары высокого качества пользуются спросом на черном рынке, поэтому они весьма привлекательны для воров. Современные меры по предотвращению краж помогают защитить уязвимые места в цепочке поставок. Как правило, грузоотправители рассчитывают, что их логистический провайдер станет «первой линией» защиты от хищений, в особенности когда речь идет о ценных товарах. Однако грузоотправители зачастую полагаются на провайдеров, квалификация которых не соответствует стандартам безопасности, необходимым для перевозки подобных товаров», – подчеркивает Вице-президент Совета Директоров AsstrA-Associated Traffic AG Франк Мюллер.
Господин Мюллер также отмечает, что безупречная репутация компании, которая организует перевозки «обычных» товаров, далеко не всегда гарантирует наличие у нее опыта, навыков, возможностей по страхованию груза или достаточно развитой сети квалифицированных перевозчиков, необходимых для перевозки дорогостоящих товаров.
«Чтобы обеспечить безопасность и сохранность грузов наших Клиентов, AsstrA разрабатывает уникальные процедуры и инструменты для транспортировки дорогостоящих и высокорисковых товаров. Мы понимаем, что нет одинаковых грузов и одинаковых условий доставки, и поэтому предлагаем индивидуальные решения. Биометрические технологии и приложения «track & trace» помогают отслеживать статус груза и отображают примечания, добавленные непосредственно водителями и грузоотправителями. Приложение визуализирует подробную информацию о товаре, о маршруте транспортировки, важных для доставки событиях, показывает на карте места остановок и посадки/высадки», – поясняет господин Мюллер.
Биометрические технологии могут быть внедрены в навигационные системы. Сегодня в Европе наиболее востребованы системы «truck & trace», которые визуализируют местоположение груза в режиме реального времени, отображают информацию о его перемещении и обработке. Интеграция «truck & trace» и биометрических технологий даст грузовладельцам больший контроль над перевозкой.
«Ключевое решение для обеспечения сохранности груза во время транспортировки – это оснащение транспортных средств специальными системами безопасности и телеметрией. Как правило, автомобиль для перевозки предоставляет транспортная компания – перевозчик, который сотрудничает с логистическим провайдером. С точки зрения логистики, наиболее эффективными способами обеспечения безопасности груза являются строгое соблюдение внутренних эксплуатационных протоколов и стандартов безопасности, дистанционное отслеживание грузовых транспортных средств и оценка препятствий, возникающих по маршруту перевозки, в режиме реального времени. Система «truck & trace» помогает аккумулировать все необходимые сведения. Поэтому AsstrA активно использует данную технологию», – отмечает Менеджер по безопасности цепочек поставок AsstrA Виталий Лазовский.
Электронный мониторинг также помогает оптимизировать интермодальные грузоперевозки. Железнодорожный, морской и воздушный грузовой транспорт во многом зависит от человеческого фактора, что создает дополнительные проблемы для обеспечения безопасности груза. Выйти на новый уровень безопасности можно за счет внедрения биометрических технологий в системы мониторинга.
«Ответственность за каждый этап логистической операции – не привилегия, а необходимость. Технологические решения по обеспечению безопасности грузов, системы «track & trace», смарт-замки для транспортных средств и даже биометрические системы аутентификации персонала уже доказали свою ценность для логистической отрасли. Важно подчеркнуть, что наиболее распространенные виды дорогостоящих грузов зачастую приобретают через интернет. К ним относятся ноутбуки, сотовые телефоны, косметика, парфюмерия, брендовая одежда, бытовая техника. И когда предприятия розничной торговли мирового уровня интегрируют биометрические данные пользователей в свои системы продаж, маркетинга и дистрибуции, поставщики транспортных услуг не должны отставать. Цепочки поставок дорогостоящих грузов взаимосвязаны. При этом логистическая отрасль использует биометрические технологии немного иначе, нежели розничная сеть», – подчеркивает Виталий Лазовский.
Глобальный анализ розничной торговли, проведенный специалистами Juniper Research, показывает значительный рост использования биометрической аутентификации для оплаты товаров через мобильные устройства. По оценкам экспертов, уже 2 миллиарда человек использует такие технологии для совершения покупки. Потребители ожидают, что смогут отслеживать выполнение заказа на покупку в режиме реального времени после оплаты. В этом случае ритейлеры смогут полностью удовлетворить потребности своих Клиентов только посредством тесного сотрудничества и коммуникации с логистическими Партнерами.