Адаптация логистических услуг к потребностям отдельных отраслей – проверенная стратегия развития, которую применяют опытные игроки транспортно-логистического рынка. Международная группа компаний AsstrA-Associated Traffic AG – не исключение. Первый отраслевой отдел AsstrA создан 5 лет назад. Сегодня число профильных подразделений достигает 15. Один из самых любопытных отделов компаний – AsstrA Industry Project Logistics – организует проектные перевозки. Специалистам департамента проектной логистики не грозит рутина и поток однообразных перевозок по одним и тем же маршрутам. Каждая заявка бросает новый вызов их знаниям и умениям. О мотивах создания отдела и о буднях сотрудников рассказывает Руководитель отдела AsstrA Industry Project Logistics (AIPL) Гиорги Хабазашвили.
Гиорги, поделитесь историей создания отдела AIPL?
Проектная логистика традиционно является одной из наиболее прибыльных специализаций транспортно-логистической отрасли. Но это не «легкие деньги», поскольку каждый проект требует тщательной проработки. Здесь нет универсальной схемы, под которую можно было бы подогнать перевозку, чтобы предложить Клиенту готовое решение за пару часов. Когда стало понятно, что запросы на транспортировку заводов, станций и прочих промышленных объектов поступают регулярно, создание отдела, который собрал бы нужных специалистов, стало лишь вопросом времени.
Опишите специалиста, который участвует в организации проектных перевозок?
Подбор экспертов AIPL основан на разумном сочетании опыта и свежести восприятия. Специфика проектной логистики диктует жесткие требования к сотрудникам, которые должны обладать знаниями и навыками во всех сферах, включая продажи, ценообразование, управление тендерными предложениями и операциями. Обязателен опыт в организации перевозок основными видами транспорта: дорожным, морским, воздушным, речным и железнодорожным. Ключевое значение имеет наличие экспертных знаний и навыков в области перевозок тяжеловесных и негабаритных грузов. Каждый специалист ориентируется во вспомогательном для Клиента сервисе: таможенное сопровождение, импортно-экспортное обслуживание, транзит, консолидация и деконсолидация, проверка товарных позиций, складские услуги, экспортная упаковка и маркировка. И это далеко не полный список требований, предъявляемых к сотрудникам нашего отдела. Каждый участник команды AIPL – человек-оркестр, который должен обладать широкой компетенцией, чтобы справляться с задачами на высоком уровне. Драйв от масштабных проектов, новых задач и ежедневных вызовов того стоят.
Какими проектами занимается команда отдела AIPL?
Логистическое сопровождение строительства новых или реконструкции старых объектов для нужд химической, горнодобывающей, нефтегазовой промышленности, строительства и обслуживания АЭС, металлургии и машиностроения, возведения нефтяных и газовых трубопроводов, насосных станций, ветрогенераторов и т.д.
Для подготовки коммерческого предложения, какие данные вам необходимы?
Минимальный набор информации включает следующее:
- Описание груза (упаковочный лист, инвойс, транспортные чертежи; по требованию – сертификаты происхождения и качества; при перевозках опасных грузов – заполненные формы безопасности; при наличии груза двойного пользования (dual use) – разрешения на вывоз/ввоз);
- Места погрузки и выгрузки;
- Таможенные пункты отправления и назначения.
На начальном этапе планирования цепочки поставок с какими сложностями сталкиваются сотрудники AIPL?
В первую очередь – это сжатые сроки обработки запросов, предоставления данных и составления калькуляции. Отдел AIPL работает с масштабными проектами, планирование которых начинается за несколько лет до реализации. Вместе с тем, к нам зачастую поступают и экстренные заявки. На скорость и качество работы отдела напрямую влияют достоверность и аккуратность заполнения транспортной документации. Когда документы поступают извне, сотрудники AIPL тщательно проверяют их, чтобы исключить малейшую возможность ошибки.
Может показаться, что сложность заключается в высокой конкуренции на рынке логистических услуг. С другой стороны, именно высококонкурентная среда побуждает создавать новые и нестандартные решения: разрабатывать более эффективные механизмы управления субподрядчиками, оптимизировать рабочий процесс и мобилизовать трудовые ресурсы, чтобы в итоге выйти на положительные показатели прибыли.
Помимо непосредственно перевозки, какие дополнительные услуги входят в сервис по организации проектной логистики?
Разумеется, все зависит от потребностей Клиента. Если Клиенту нужна логистика «под ключ», мы организуем процесс доставки от начала до конца, включая разработку маршрута, получение разрешений на транспортировку тяжеловесного или негабаритного груза, создание схемы погрузки и крепления, таможенное оформление и страхование. Для каждого проекта мы назначаем отдельного сотрудника, который выполняет функции проект-менеджера и несет ответственность за качество каждого этапа доставки. Именно он сопровождает груз от погрузки до выгрузки и информирует Клиента о ходе перевозки. Принцип одного окна создает впечатление, будто весь процесс организовали всего несколько человек. Однако за каждой, подчеркну, каждой перевозкой стоит слаженная работа целой команды.
Расскажите о наиболее ярком и запоминающимся проекте AIPL?
Все проекты по-своему яркие. В качестве примера приведу проект по перевозке бурильных машин и оборудования для земельных работ, которые были задействованы при строительстве самой высокой в мире плотины ГЭС в Таджикистане. Стоимость проекта по возведению ГЭС составила $ 2 млрд, а сроки – 10 лет. Мы обеспечили загрузку оборудования в малазийском портовом городе Порт-Кланге, затем организовали перегрузку в порту Тяньцзинь в Китае и последующую комбинированную доставку железнодорожным и автомобильным транспортом до места назначения. Запрет на транзит груза через территорию Узбекистана привел к усложнению маршрута перевозки: мы были вынуждены организовать доставку негабаритных грузов через высокогорные перевалы Кыргызстана. Поэтому этот проект по праву можно считать самым масштабным и по стоимости, и по срокам.
Какие планы строит отдел AIPL на ближайшее будущее?
Наш отдел относительно молод, однако первые результаты его деятельности видны уже сейчас. В этом году оборот вырос на 20% по сравнению с 3–4 кварталами 2017 года, при этом рост GP составил 250%. Такие показатели стали реальными во многом благодаря оптимизации работы с подрядчиками. Если говорить о планах на будущее, хотелось бы и дальше расширять компетенцию отдела AIPL, привлекать и обучать молодых сотрудников, укрепить связи с другими отделами AsstrA и очертить круг наиболее надежных субподрядчиков.
Как видите, все наши планы на будущее тесно связано с людьми. Именно профессионализм каждого члена команды от экспедитора до бухгалтера помогает реализовывать сложные проекты, а также гарантирует достижение поставленных целей.