Осенью 2013 года китайское правительство решило, что пришло время обновить Шелковый путь, и предложило новую концепцию экономического сотрудничества под названием «Один пояс и один путь». Концепция, объединившая существовавшие ранее проекты, базируется на идеях усиления процессов интеграции и глобализации экономики посредством развития инфраструктуры наземного и морского транспорта.
Предложенные механизмы совершенствования инфраструктуры наземного транспорта в основном коснулись запуска контейнерных поездов из Китая в Европу. До недавнего времени в 90% случаев грузоотправители отдавали предпочтение морским перевозкам, которые традиционно считаются более выгодным вариантом доставки. Сегодня контейнерные поезда выходят на лидерские позиции.
«В условиях китайской системы централизованной плановой экономики особое значение приобретает тот факт, что развитие наземных маршрутов на Шелковом пути – инициатива государственной власти Китая. В частности, увеличение потока железнодорожного транспорта из Китая в Европу объясняется субсидированием железнодорожных операторов, работающих на европейских маршрутах. Китай также инвестирует в развитие железнодорожной инфраструктуры стран, через территории которых проходит Шелковый путь. Государственный совет Китая ожидает, что к 2020 году в Европу отправятся 5 000 товарных поездов. Оптимизация железнодорожного сообщения носит систематический характер: число китайских железнодорожных станций, которые регулярно отправляют товарные поезда в страны ЕС и СНГ, возрастает ежегодно. Сегодня регулярное сообщение установлено более чем с 35 городами в 12 странах Европы», - поясняет эксперт AsstrA-Associated Traffic AG по железнодорожным перевозкам Дмитрий Походенько.
Железнодорожные перевозки в рамках инициативы «Один пояс и один путь» охватывают не только контейнерные транспортировки, но и использование скоростных поездов.
«Срок доставки груза скоростным поездом от станции до станции составляет 12–16 дней. В отличие от грузового судна, поезд прибывает на станции в пределах территориальной части государства. Благодаря этому логистический провайдер не тратит время на обслуживание груза в порту, а общий срок поставки сокращается. Вместе с тем, следует учитывать важную особенность ведения бизнеса с Партнерами из Китая – отсутствие единой цены. Так, все станции отправления скоростных поездов на территории Китая отличаются не только расписаниями движения поездов, но и стоимостью оказываемых услуг», – отмечает Д. Походенько.
Дмитрий Походенько также подчеркивает, что ускоренные поезда не представляют собой универсальное решение, которое подходит всем без исключения грузоотправителям. Скорые поезда идеально подходят Клиентам, для которых срок перевозки имеет критическое значение, которым важно исключить риск простоя или задержки.
«После присоединения Китая к Конвенции МДП перед зарубежными перевозчиками открылась возможность свободно осуществлять поставки товаров в Китай, а также организовывать транзитные перевозки. До этого иностранные транспортные компании доставляли грузы на пограничные склады в Китае. Затем китайские перевозчики организовывали доставку от пограничного склада конечным получателям. Вместе с тем, благодаря присоединению к Конвенции МДП китайские транспортные компании получили доступ к внешним рынкам, – поясняет региональный менеджер AsstrA по странам ЕС Андрей Иванов-Коловковский. – Основная цель создания нового транспортного коридора между Поднебесной и Европой – оптимизация поставок в Китай и из Китая. Новый коридор позволит сократить время транспортировки, уменьшить издержки и развить сервис автомобильной доставки грузов по принципу «от двери до двери». Кроме того, создание новых маршрутов – большой шаг вперед в развитии Нового Шелкового пути».
Проект «Один пояс и одна дорога» оказал положительное влияние на привлекательность экспортного предложения Китая. Экспорт товаров из Поднебесной стал еще более выгодным, чем прежде. Сложившаяся ситуация усугубляет и без того выраженный дисбаланс в мировом товарном обороте. Означает ли это, что судьба мировой логистической отрасли лежит в руках Китая?