Когда мы говорим о вариантах доставки груза из Европы в страны СНГ, первыми на ум приходят, конечно, автоперевозки. Они составляют более половины всех грузоперевозок по данному направлению. С развитием инфраструктуры, ростом конкуренции и удешевлением автотранспорта, этот процент только растет. Означает ли это, что жд перевозки из Европы - пережиток, участь которого остаться на задворках истории грузоперевозок или этот способ доставки останется рабочим, несмотря на ни что? Разобраться в том, какую роль играет жд в логистике сегодня, мы попросили Дмитрия Походенько, эксперта группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG в жд перевозках:
Дмитрий, в условиях, когда для потребителя важна универсальность и определенная гибкость сервиса в зависимости от перевозимого груза, является ли вариант жд заведомо проигрышным или это только первое впечатление?
В железнодорожных грузоперевозках также возможен выбор подвижного состава в зависимости от специфики товара. Например, для паллетированного груза будет использоваться крытый вагон – аналог тента в автомобильных перевозках. Полувагон, если дальше проводить параллели с автотранспортом, это самосвал, эксплуатируется например для перевозки песка или угля, а также для перевозок оборудования. Для транспортировки жидких, опасных грузов, таких как соки, молоко, топливо, химические продукты, используются цистерны. В контейнерах можно везти почти любой груз, согласовав перевозку в некоторых случаях с собственником подвижного состава и железными дорогами. Есть специализированный подвижной состав для отдельных групп товаров, например для койла или зерна. Поэтому не стоит отказываться от жд перевозки, только потому, что груз кажется нестандартным.
Если говорить об организационной стороне вопроса, что выбирают Клиенты: дешевле или быстрее?
За последние годы тарифная политика на рынке грузоперевозки железнодорожным транспортом из Европы в СНГ поменялась. Возить не всегда выгодно, и совсем не выгодно на близкие расстояния. После ряда кризисов, в ходе которых ставки на автомобильные перевозки менялись в сторону уменьшения, тарифы на жд перевозки росли. Цены устанавливаются один раз в году, и ежеквартальные изменения возможны только в случае пересмотра с точки зрения изменения курса швейцарского франка. Эта ценовая стабильность сыграла не в пользу железнодорожных грузоперевозок, потому что средняя цена оказалась выше, чем на автоперевозки. К тому же, основное требование Клиента сегодня – это не только цена, но и скорость. Обеспечить жд транспортом такую же скорость, как автотранспортом, не всегда возможно.
С другой стороны, вариант транспортировки по рельсам – оптимальный в ряде случаев. Во-первых, когда речь идет о крупных производителях со стабильным и большим потоком сырья. Как правило, у них есть подъездные пути к производству, и целые составы регулярно отправляются как внутри Европы, так и в СНГ.
Во-вторых, когда отправителю необходимо организовать доставку тяжеловесного груза, при автоперевозке 20-22 тонны для СНГ и 25 тонн по ЕС - это предел. Все что тяжелее, считается тяжеловесным грузом. Для жд 50, 60 и даже 70 тонн – это стандартный груз. Грузоподъемность крытого вагона составляет до 68 тонн, платформы – 71 тонны. Если использовать транспортеры для негабаритных грузов – по рельсам можно перевезти до 240 тонн. Поэтому если Клиент хочет в рамках одной стандартной отправки перевезти тяжеловесный груз, мы предлагаем ему в первую очередь жд вариант.
Что касается габаритов груза, то и здесь у жд есть фора перед автоперевозками. Негабаритный груз для автомобильного транспорта вписывается в пределы габарита погрузки при перевозке по жд.
И наконец, третий вариант, где жд себя полностью оправдывает - это комбинированные перевозки. На мой взгляд, это самая актуальная логистическая схема из Европы в СНГ, как с точки зрения гибкости предложения по маршруту, так и с точки зрения ценообразования. Груз везется машинами до границы с Польшей, там перегружается в контейнеры, вагоны и доставляется по жд до конечного получателя. Преимущество комбинированной перевозки заключается в том, что она взяла лучшее от автоперевозки и от жд. Ведь авто нацелено на скорость, но при этом менее привлекательно по цене, а жд отличает «вкусная цена» и полная безопасность перевозки, поэтому комбинированная схема – это выход во многих ситуациях.
Дмитрий, что вы посоветуете Клиентам, которые только планируют перевозить по железной дороге?
При перевозках ЕС-СНГ важно помнить о разнице в ширине колеи и всегда закладывать время на перегрузку, за исключением контейнерных перевозок грузов, когда контейнер с одной платформы просто переставляется на другую. Если говорить о сроках прохождения границы с перезагрузкой, то это максимум 2-4 дня. Конечно, сроки могут меняться от сезонности и загруженности перегрузочных терминалов на границе.
Предположим, если для перегрузки не хватает вагонов, то груз в «родном» вагоне вынужден стоять и ждать. За этот простой приходится платить, притом стоимость простоя растет стремительно. Нужно отметить, что в последние годы ситуация на большинстве погранпереходов выровнялась, и процесс идет бесперебойно. Система штрафов строгая, потому что любая поломка или несостыковка блокирует движение на железной дороге. С другой стороны жд сама заинтересована в том, чтобы таких поломок не было, и также постоянно совершенствуют инфраструктуру.
Если для груза нужен специализированный вагон или платформа, планируйте железнодорожную грузоперевозку заранее. Такие вагоны, как правило, забронированы на долгое время вперед, и «запрыгнуть в последний вагон» можно, но стоимость этого решения Клиента вряд ли обрадует.
Подводя итоги, если Клиент AsstrA хочет перевезти груз из Европы в СНГ, то сотрудник AsstrA задает три вопроса: У вас тяжелый груз? Постоянные отправки? У вас регулируемые сроки доставки? И если мы слышим в ответ «да», то жд перевозка - это лучший вариант для Клиента.