В развитии важнейшего экономического и транспортного пути «Один пояс и один путь» железнодорожные перевозки играют все более значимую роль на маршруте Китай – Европа - Китай. Если раньше грузоотправители в 90% случаев выбирали морскую перевозку, как самую экономичную, то сейчас железные дороги все больше «перетягивают одеяло» на себя. Об особенностях и перспективах развития железнодорожных перевозок из Поднебесной мы поговорили с Руководителем отдела «Китай» AsstrA-Associated Traffic AG Дмитрием Походенько:
По данным Белорусской ЖД количество транзитных составов, прошедших из Китая в Европу через Беларусь, в 2017 году выросло на 60% по сравнению с 2016 годом. Дмитрий, что повлияло на такой рост железнодорожных перевозок?
Главная причина состоит в том, что развитие именно сухопутных маршрутов на «Шелковом пути» является государственной инициативой, что в рамках плановой экономической модели Китая значит очень много. Это и оперативное создание недостающих транспортно-логистических объектов, и субсидии для жд операторов, работающих по европейским направлениям, и даже инвестиции в развитие жд инфраструктур стран-участниц Шелкового пути, например, России, Казахстана, Беларуси и Польши. По планам Государственного Совета КНР к 2020 году между Китаем и Европой ежегодно должны курсировать более 5 000 поездов. И местные власти прикладывают максимальные усилия для достижения этих целей. Все больше станций запускают поезда в направлении Европы и СНГ, и уже сейчас установлено регулярное сообщение с более чем 35 городами в 12 странах.
Надо четко понимать, что Железнодорожный Шелковый путь - это инициатива Китая, и Китаем же она в первую очередь и поддерживается. Маловероятно, что без китайских дотаций и грузов, жд грузоперевозки по направлению Китай - Европа будут развиваться такими же темпами как сейчас.
Другими словами, сейчас вы «ловите волну» и предлагаете Клиентам жд наравне с морем?
Железнодорожные грузоперевозки - это общее понятие. Надо понимать, о каких перевозках здесь идет речь: одиночных контейнерных, вагонных отправках или о перевозках ускоренными контейнерными поездами. Определяющими являются география транспортировки и тип груза.
Если говорить о контейнерах, то здесь процесс налажен и грузы перевозятся стабильно. Цены и сроки по сравнению с морем для Клиента оптимальные. Возят, как правило, в 40', реже в 20' контейнерах. Если речь идет о 20-ке, то это должны быть как минимум два 20 футовых контейнера. Возить можно почти любой груз. Для грузов с температурным режимом есть возможность перевозки в рефконтейнерах, оснащенных дизель-генератором (gen sets).Если контейнер оснащен индивидуальным генератором, то возможны перевозки от одного контейнера, если работу обеспечивает дизельный вагон, то требуются как минимум 6 контейнеров. Здесь возникают определенные сложности, ведь мало кто может гарантировать, что наберет грузов сразу на 6 контейнеров.
Кроме полных контейнеров мы возим и сборные. ADR-грузы не принимаются, как и товары, составная часть которых подпадает под любой класс опасности, например, литиевые батареи. Объясняется этот запрет случаями возгораний и взрывов на станциях в процессе погрузки, ожидания отправки данных грузов, обработки подвижного состава.
Вагоны идут по двум основным маршрутам: Северному (прим. ред. через Забайкальск) и Южному (прим. ред. через Казахстан). Вагонные перевозки в Европу, на мой взгляд, себя не оправдывают. Возить вагонами можно в Казахстан и Среднюю Азию, на Урал, в Подмосковье.
Ускоренные контейнерные (УКП) поезда изначально появились как поезда для крупных европейских производителей, основные точки производства у которых располагались в Китае. Фактически это были международные нерегулярные жд перевозки. Уже позже появились поезда массового пользования.
Почему поезда считаются ускоренными? В зависимости от станции отправления и назначения, например, Чэньчжоу – Малашевиче /Гамбург /Варшава, время доставки от станции до станции составляет 12-16 дней. Важно то, что УКП прибывает на территориальную часть страны, т.е. не тратится время на обработку груза в порту.
При этом в УКП есть свои особенности. Все станции в Китае, с которых отправляются ускоренные поезда, отличаются не только расписанием поездов, но и стоимость до одной и той же станции назначения тоже варьируется. Здесь четко проявляется «китайский характер» бизнеса: нет единой цены. У разных продавцов одна и та же услуга может отличаться по цене до 1,5раз.
УКП по описанию явно выигрывает у контейнеров и вагонов. Т.е. идеальное решение?
УКП - решение не для всех. Ускоренные поезда дороже, чем море, но дешевле чем авиа. Данный сервис мы предлагаем тем Клиентам, для которых важна работа капитала и которые не могут позволить себе простоев в производстве или долгую доставку.
Представьте ситуацию, когда необходимо привезти партию последних iPhone к Рождественским праздникам. Товар нашего Клиента доставлен и уже давно раскуплен, а партия конкурента все доставляется по морю. Даже один день опоздания может стоить очень дорого. Бизнес построен таким образом, что деньги должны работать постоянно. В этом мы и помогаем нашим Клиентам, предлагая альтернативные схемы. Когда требуется дешевле, чем авиа и быстрее чем по морю, УКП – это золота середина.