– Мачей, что подразумевается под концепцией бережливой логистики «Lean Management» ?
– Это культура и философия, которые помогают эффективно развивать предприятие в соответствии с принятой стратегией и потребностями всех сотрудников. Но одновременно это и инструменты, которые позволяют достичь этой цели.
«Lean Management» помогает повышать удовлетворенность Клиентов. Более того, с его помощью можно усовершенствовать даже самые сложные процессы в компании. Концепция «бережливого управления» учит рассматривать задачи всесторонне и смотреть на вопросы с разных точек зрения, чтобы ничего не упустить.
– Нужны ли логистической отрасли «бережливые» решения?
– Безусловно. Прежде всего, «Lean Management» позволяет транспортно-логистической отрасли эффективно управлять ограниченными ресурсами, чтобы достигать большего при наименьших затратах.
Например, пространство на складах ограничено, поэтому вам необходимо правильно управлять товарами, чтобы там все поместилось. Надо правильно управлять процессом погрузки, чтобы в контейнер или грузовик поместилось оптимальное количество груза. Транспортные документы всегда должны быть подготовлены своевременно: в связи с этим следует учитывать процессы, связанные с оплатой. И это всего лишь несколько вопросов, которые должны решать компании в нашей отрасли. Концепция «Lean Management» позволяет эти вопросы оптимизировать.
– Как выглядит «чудо-диета» по рецепту Lean-Менеджера?
– Чтобы наша логистическая компания потеряла несколько ненужных килограммов и стала «Lean», нам нужно придерживаться нескольких правил. Они просты: пересчитывать, анализировать, а также оптимизировать процессы по времени и срокам, чтобы удовлетворить ожидания Клиентов и поддерживать развитие нашей компании.
– Логистическая отрасль – это простой вид деятельности для Lean-Менеджера?
– У логистической отрасли, как и у других сегментов промышленности, есть свои особенности и сложные процессы. Это приводит к тому, что оптимизация сложных, продвинутых и иногда непредсказуемых операций является серьезной задачей для Lean-Менеджера. Здесь необходимо учитывать многие факторы, в том числе, изменчивость (которая возникает в каждой области), человеческий фактор, ограниченные ресурсы и ожидания владельцев и других участников процесса.
Что интересно, в транспортно-логистической отрасли иногда сложно увидеть сам процесс, так как он протекает в компьютерах или головах сотрудников. Поэтому здесь все совершенно иначе, чем, например, на производственных заводах. Конечно, это затрудняет анализ процессов.
Lean-Менеджер должен основывать свою работу на конкретных данных и фактах, связанных с процессом. Кроме того, операции должны быть визуализированы – особенно те, которые не видны невооруженным глазом. Только после этого можно приступать к комплексному анализу. В «бережливых» решениях нет места догадкам и предположениям: процессом руководят только четкие факты.
– Перечислите, пожалуйста, примеры использования «бережливых» решений в транспортном бизнесе.
– Есть много таких примеров. Но давайте сосредоточимся на нескольких из них.
Во-первых, это техника VOC (англ. Voice of Customer, голос потребителя). Она делает упор на активное слушание голоса Клиента, прогнозирование результатов и в итоге – реализацию потребностей Заказчика.
Во-вторых, SOP (англ. Standard Operating Procedure, стандартная рабочая процедура). Подобные стандартные процедуры реализации процессов ускоряют операции и гарантируют высокое качество обслуживания.
Стоит также упомянуть концепцию CRM (англ. Customer Relationship Management, система управления взаимоотношениями с клиентами). Она проявляется в управлении взаимоотношениями с Клиентами и компаниями-партнерами.
Хорошим инструментом является и принцип JIT (англ. Just In Time, четко по времени). Этот подход концепции «Lean Management» говорит о том, что процессы и их продукты реализуются точно в срок. Мы готовим документы только тогда, когда это необходимо. Не стоит выполнять эту работу раньше, потому что что-то может измениться, и тогда придется готовить документы снова. Не рекомендуется и формировать пакет документов позже, чем нужно, потому что это негативно влияет на качество работы с Клиентом.
Существует еще один подход - Muda [ред. японское слово, означающее что-то бесполезное, ненужное]. Он заключается в устранении потерь в процессах деятельности, которые не повышают ценность продукта или услуги, предлагаемых компанией.
Следует помнить, что все эти концепции должны сопровождаться непрерывным улучшением процесса и конструктивным решением проблем (анг. Problem Solving, решение задач).
– Сегодня Lean Management, а что будет завтра?
– Ясно одно: «завтрашний» Lean Management перейдет на следующий этап, которым является Robotic Process Automation (RPA). Так называется автоматизация процессов, которые ранее уже были оптимизированы с использованием инструментов «Lean». Ведь сначала процесс должен быть стандартизирован, и только потом можно попробовать его автоматизировать. Не все операции могут быть автоматизированы. Особенно это касается процессов, основанных, например, на непосредственном контакте с Клиентом. В первую очередь Robotic Process Automation касается повторяющихся стандартных процессов, которые могут выполнять автоматы в виде компьютерных программ (например, процессы потока информации) или физическими роботами (например, процессы на складах).
Стоит отметить, что RPA не заменит концепции «Lean», а лишь расширит возможности и инструменты для оптимизации процессов. Также нельзя забывать: автоматизировать можно только те операции, которые ранее были упорядочены и имеют стандартизированный и повторяющийся процесс. Поэтому все процессы связаны друг с другом, и для успешного перехода на следующий этап нужно грамотно завершить предыдущий.