Строительство аэропортов, реакторов, заводов, крупных промышленных центров: все это возможно только c одной из ключевых составляющих – проектной логистикой. О том, как понять, какое проектное решение требуется Клиенту, и на что стоит обратить внимание при планировании перевозки, рассказывает Специалист AsstrA Industrial Project Logistics Андрей Абрамов:
Андрей, что имеют в виду, когда говорят о проектной логистики? В чем её отличия от обычной?
Отличие в целях. Цель логистики – перевезти груз из точки А в точку Б. Цель проектной логистики – обеспечить наличие всех необходимых составляющих в нужном месте в нужное время. И здесь перевозка – это только небольшая и относительно простая задача наряду с демонтажем, упаковкой, консолидацией, таможней, консервацией, сюрвейерскими и другими услугами.
Проектная логистика строится на ряде параметров, первый из которых - четкие временные рамки и последовательность. Все идет четко по плану и циклу строительства или монтажа. У проекта есть заранее, порой за несколько лет, установленная дата старта и часто четкая дата завершения. Это сфера, в которой даже день опоздания может повлечь за собой огромные убытки для Клиента.
Второе – географические рамки. Места отправления грузов могут быть разными, при этом место доставки всегда одно. Другими словами, в случае реконструкции завода строительные материалы, компоненты и оборудование со всего мира должно прийти на этот завод к определенному сроку.
Третье ограничение – бюджет. На стадии проработки определяется общий бюджет на строительство, транспортировку и управление. Превышать этот бюджет нельзя ни при каких обстоятельствах.
Исходя из этих трех условий, задача проектной логистики – разработать подробную рабочую схему, по которой демонтаж, перевозка, монтаж груза проходили бы как по часам.
Если проводить аналогии с нашей повседневной жизнью, то пример проектного управления – железнодорожный вокзал. Поезда со всего мира стекаются в одну точку, и для того, чтобы пассажир мог спокойно планировать время поездки и быть уверенным, что поезд прибудет вовремя, пути должны освобождаться по расписанию. Если на одном из этапов возникает задержка или обнаруживается ошибка, то рушится все расписание, и тогда приходится срочно искать альтернативные варианты.
Если говорить о проектных грузах: что перевозит отдел AIPL?
Как становится ясно из названия проекта, мы занимаемся индустриальными проектами. При этом здесь не все так очевидно.
Предположим, приходит заявка на перевозку негабаритного оборудования. На первый взгляд может показаться, что груз проектный. Если Клиенту не требуется концептуальное решение, control tower, track and trace и другие дополнительные услуги с нашей стороны – это стандартная перевозка. Есть и обратные примеры. Для реконструкции металлургического завода мы организовывали перевозки больших партий огнеупорного кирпича. Кирпичи сложно назвать индустриальным продуктом, при этом Клиент требовал проектного подхода. За 30 дней до прибытия специалисты AsstrA предоставляли данные водителей для оформления пропусков на режимный объект, указывали точную дату подачи машин на загрузку. После перевозки кирпичей для этого завода команда AsstrA займется доставкой оборудования, затем крупногабаритного оборудования. Финальная четвертая стадия проекта - доставка фитингов, труб, электрических трансформаторов. После всех этих этапов можно считать проектную перевозку завершенной.
Таким образом, одни и те же грузы могут быть как проектными, так и нет. Важен контекст перевозки. Часто пример «проектности груза» можно определить по Клиенту. Как правило, инжиниринговые бюро и компании – это проектные Клиенты, которые выступают как посредник между производством и логистической компанией. Такие бюро составляют план и смету, например модернизации завода, и объявляют тендер на 3PL услуги.
Андрей, без чего не достичь успеха в проектной логистике?
Особенность нашей работы – все или ничего. Сказать Клиенту, что «мы хорошо возим на отрезке А-Б, при этом все остальные услуги предоставить не можем, поищите кого-нибудь еще», нельзя. Здесь важно понимать: когда проект принят, то ответственность за каждую составляющую, по каждому шагу, будь то крепление груза, таможенное оформление, перевозка, слежение и так далее, – это ответственность 3PL провайдера.
Перевозку от А до Я курирует один проект-менеджер без ограничений по географии, модальности или специализации. Это делается, чтобы ускорить процесс передачи информации и исключить её потерю или искажение, как бывает, если проект ведут сразу несколько специалистов. Проект-менеджер информирует Клиента, обеспечивает комплексный и гибкий подход к заявке. Конечно, у AsstrA есть база наработанных решений по портам, линиям, подвижному составу, HSE, но это только инструменты. Сам подход к проекту должен быть индивидуальным, и чем шире и гибче вы сможете посмотреть на задачу – тем больше шансов на получение проекта.