Турция играет стратегическую роль в грузоперевозках между странами Востока и Запада. Благодаря удачному географическому положению и постоянным транзитным потокам, логистический сектор Турции до недавнего времени был одной из самых быстропрогрессирующих отраслей страны: среднегодовой темп роста составлял 20%. Кроме того, по итогам 2016 года Турция вошла в топ-30 мировых экспортеров и импортеров. Все эти факторы привлекали в страну все больше европейских инвесторов. Ситуация резко поменялась в августе 2018 года, когда США ввели санкции в отношении Анкары.
О турецких чертах логистического бизнеса и о том, что происходит с логистикой Турции сегодня, мы попросили рассказать Елену Фирсову, Управляющую филиалом AsstrA в Стамбуле.
– Елена, удалось ли за время существования турецкого подразделения понять особенности турецкой логистики и благодаря этому внедрить новые идеи в деятельность AsstrA? Чувствуются ли изменения в культуре бизнеса в результате активной интеграции Турции в ЕС?
– Отличительные черты бизнеса в Турции – прозрачность, законность и открытость. Если вы нашли свою нишу, предоставляете услуги на должном уровне и соблюдаете законодательство – доход будет в любом случае. Вести дела в Турции проще ввиду отсутствия бюрократизма в стране: здесь можно быстро получить нужную лицензию или сертификат. Одним из ключевых преимуществ запуска бизнеса в этой стране для европейских компаний является то, что у иностранных граждан существуют те же права, что и у резидентов.
Что касается сферы B2B в Турции, то опытные менеджеры знают: если на начальном этапе достигнуть каких-либо договоренностей с турецкими Партнерами не составляет никаких проблем, то придерживаются этих соглашений они своеобразно. Если ваш турецкий коллега говорит "сегодня", это значит "может быть, завтра". Поэтому сразу после, и еще лучше во время переговоров важно письменно фиксировать все договоренности и прописывать четкие условия сотрудничества.
Культурная составляющая турецкого бизнеса заключается в эмоциональном подходе. «Каждая секунда на счету» или «это просто бизнес» – это не про Турцию. Ваши результаты на этом рынке будут целиком зависеть от нетворкинга. Турки предпочитают вести дела только с теми, кого знают, уважают и кому могут доверять. В этом подходе есть один большой плюс: турецкие Партнеры и Клиенты ориентированы на долгосрочное сотрудничество, а не на сиюминутную выгоду.
Турецкий бизнес ведется по правилам всего восточного мира – неторопливо и обстоятельно. Здесь время – это не такой первостепенный ресурс, как на Западе, человеческие отношения куда важнее. Деловой разговор лишь по существу воспринимается как невнимание и неуважение к Партнеру. Есть своя специфика в скорости расчетов, не свойственная европейским компаниям: перевозчики на этом рынке обычно требуют быструю оплату либо предоплату наличными.
Сейчас правительство Турции активно внедряет новые законы и положения, которые должны привести экономическую модель и законодательный механизм в соответствие с европейскими законами. Нововведения в нормативные документы вносятся практически ежедневно, и это обязывает нас пристально следить за всеми изменениями. Но от принятия на законодательном уровне до принятия на повсеместном и «народном» уровне должно пройти определенное время.
– Как санкции США повлияли на бизнес AsstrA в Турции?
– Лира обесценилась почти вдвое с начала года, инфляция выросла на 15% и все еще продолжает расти. Многие турецкие компании сейчас на грани дефолта, ведь падение лиры затрудняет обслуживание валютных долгов. Все это результат не только санкций США (увеличения пошлин на импорт алюминия и стали), но и перегрева экономики из-за кредитного бума.
Ослабление лиры означает, что импорт становится все более дорогостоящим – в первую очередь, для таких групп товаров, как автомобили, бытовая техника, сырье. В связи с повышением стоимости, импорт Турции значительно сократился, что тут же сказалось на стоимости транспортировки экспортных грузов. Из-за отсутствия «обратки» уровень фрахтов по экспортным направлениям значительно вырос.
Сейчас не только логистический рынок грузоперевозок, но весь турецкий бизнес замер в ожидании дальнейшего развития событий. Банк Турции предпринял ряд сдерживающих нормативных мер – в частности, за счет использования резервных требований. Но это только временные меры.