Согласно общему мнению, сотрудничество между корпорациями и стартапами – это стратегия win-win. Однако по данным журнала Коммерсант, 78% компаний видят в стартапах угрозу для своего бизнеса, а 45% опасаются, что не выдержат конкуренции с молодыми компаниями-пираньями.
Что такое стартап
Ежегодно в мире открываются тысячи компаний. Однако только некоторые из них являются стартапами.
Начиная с дефиниции, стартап (англ. startup, «стартующий») – это компания с короткой историей операционной деятельности. Создаётся с целью многократной продажи полученного решения и дальнейшего роста проекта.
Основной фактор, который отличает стартапы от малого бизнеса, – способность к росту без географических ограничений. Не каждый магазинчик возле дома или семейное кафе предназначены для быстрого роста и географической экспансии. Стартапы уже с самого начала намерены на рост. Поэтому компании, такие как Uber или Facebook, развиваются настолько стремительно, что за 5-10 лет достигают финансовых показателей крупных корпораций.
Кто не рискует, тот не пьет шампанского
Согласно правилам хорошего бизнеса, опытные игроки должны помогать новичкам расправлять экономические крылья. В след этой философии появилась идея венчурных инвестиций (англ. venture – рискованный, авантюрный).
Это инвестиции, предназначенные для финансирования новых (стартапов) или растущих компаний, деятельность которых связана с высокой степенью риска. Как правило, это долгосрочные инвестиции в компанию в обмен на акции фирмы. Инвестор ожидает доходность выше среднего рыночного уровня в выбранной отрасли.
На первый взгляд сотрудничество между корпорациями и стартапами – это бизнес win-win. Однако стартапы внушают страх большим компаниям, которые серьезно опасаются за рыночные позиции.
Почему корпорации боятся стартапов
Ссылаясь на журнал Коммерсант, по итогам исследования Dell Technologies и Vanson Bourne, проведенного в 16 странах мира среди топ-менеджеров средних и крупных бизнесов, большие компании с долгой историей опасаются стартапов, которые как пираньи «съедают» бизнес.
Как доказывают результаты опроса, 45% респондентов считают, что их организации устареют в ближайшие три-пять лет из-за конкуренции со стартапами. Кроме того, 60% организаций не удовлетворяют главные требования клиентов, такие как высокий уровень безопасности и круглосуточный доступ к сервисам и информации.
«Много примеров, когда стартап менял индустрию, и лидеры теряли позиции. Например, Uber. После создания новаторской модели пассажирского транспорта Uber применил ту же концепцию в грузоперевозках. Новые разработанные приложения UberFreight и UberRush исключают посредничество экспедиторов. Международная группа компаний AsstrA отслеживает эти проекты и тенденции рынка в целом», – отмечает генеральный директор AsstrA-Associated Traffic AG Дмитрий Лагун.
Согласно мнению мировых экспертов, если компании не идут в ногу с прогрессом, их ждет судьба аутсайдеров.
«Стартапы меняют правила игры в растущем числе секторов. Старые способы ведения бизнеса разрушаются. Новые игроки обгоняют крупные компании, создавая бизнес по-другому или лучше.
Если корпорации не будут участвовать в поддержке стартапов, они рискуют ослабить свои бизнес-модели или, что еще хуже, будут изолированы на конкурентной основе. Дело не в том, должны ли корпорации инвестировать в стартапы, а в том, сколько и насколько агрессивно», – подчеркивает Дмитрий Лагун.