Для ясного понимания экономической ситуации в странах Центральной Азии и адекватной оценки перспектив делового сотрудничества учитываются многочисленные факторы.
Несмотря на то, что центрально-азиатским странам присущ сходный ментальный базис, страны региона отличаются по уровню социального и экономического развития. Международным партнерам сложно адекватно оценить ситуацию и принять правильные решения для бизнес-стратегии.
Государственность в большинстве стран находится на разной стадии становления. Туркменистан – это «загадочная» постсоветская страна, закрытая от внешнего мира руководством страны в 90-е годы. Богатый минеральными ресурсами Туркменистан делает акцент на экспорт нефти и газа, серы и минеральных удобрений, а также хлопка. Основными партнерами выступают Китай, Турция, Индия. Среди импортируемой продукции – оборудование, химия, продовольствие, ТНП. К числу главных поставщиков Туркменистана относятся Россия, Китай, Турция, Украина и Германия.
По данным международных ассоциаций, в том числе Argus, рынок минеральных удобрений, в частности серы, испытывает спад. Интерес к таким грузам из Туркменистана сейчас снижен из-за стоимости логистики в направлении Черного моря.
Европейские трейдеры неизменно выбирали путь через Черное море. В 2018 году, несмотря на закрытость страны, международная группа компаний AsstrA реализовала проект по закупке гранулированной серы в последующим вывозом через порт Поти на экспорт.
«Сроки вывоза, качество подвижного состава, цена – каждый фактор влияет на итоговую цену продукта. Специфика бизнеса в Туркменистане такова, что жд вагоны – это собственность государства. Для получения необходимого количества подвижного состава и для вывоза груза в срок требовались «свои люди» на местах. В таких условиях бизнеса важно – кто партнеры на месте и какой уровень доверия к ним. Для команды AsstrA это был опыт слаженного взаимодействия с Клиентом и партнерами в Туркменистане», – отметила Светлана Палкина, руководитель отдела AsstrA Oil&Gas/Fertilizers Logistics.
В 2015-2016 годах AsstrA также имела опыт с покупкой карбамида в Туркменистане. Такие схемы работы интересны трейдерам, которые стремятся к минимизации логистических рисков и хотят получить груз уже в порту для дальнейшей продажи.
«Специфика бизнеса в Туркменистане такова, что визу на въезд получить сложно. В октябре 2018 года мне посчастливилось познакомиться с инфраструктурой нового порта Туркменбаши. Уровень оснащения порта, склады, оборудование впечатляют, – делится впечатлениями Олег Сысолятин, руководитель отдела перевозок генеральных грузов группы компаний AsstrA. – На момент посещения загруженность порта была незначительная. На мой взгляд, это связано это с закрытостью страны для въезда. Конечно, это осложняет развитие товарообмена между странами и укреплению бизнес связей».