Проектные перевозки в мире логистики – это задачи со звездочкой, которые требуют не только полного включения в процесс самой транспортировки, но и понимания инжиниринговых, экономических, и порой даже политических особенностей проекта. Сегодня с заместителем руководителя отдела AsstrA Industrial Project Logistics Андреем Абрамовым мы хотим раскрыть такой значимый аспект проектной логистики как таможенное оформление.
- Что важно знать про документооборот в проектной логистике?
На этапе планирования, просчета сроков и стоимости перевозки проектного груза необходимо помнить о «трех китах»: первое – решение по классификации товара Федеральной Таможенной Службы (ФТС) России, второе – банковский аккредитив, и третье – коммерческие документы на груз.
Что такое решение по классификации? На основании заявления импортера ФТС России принимает решение присвоить единый таможенный код для всего перечня оборудования и частей для проекта. На месте реализации проекта, как правило, организуется временная зона таможенного контроля. В течение запланированных месяцев в эту зону свозится все оборудование, и данные о фактически доставленных партиях отправляются в таможенный орган. По мере востребованности товар с этой зоны вывозится на место установки, - комментирует Андрей Абрамов.
Обязательно учитывается особенность ввоза по класс-решению через многосторонние автомобильные пункты пропуска Республики Беларусь. Несмотря на то, что в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза может быть указана пошлина на ввозимый товар 0 %, таможня РБ будет рассчитывать 20% для открытия процедуры таможенного транзита. Соответственно это может повлечь применение других мер обеспечения уплаты таможенных платежей.
Решение по классификации – это не альтернатива, а необходимость в проектных перевозках в Россию. Представьте проект по реконструкции целого завода: если каждая деталь будет проходить таможенную очистку отдельно, проект будет растянут по времени, и бюджет на логистику вырастет минимум вдвое.
Кроме того крупные инвестиционные проекты пользуются поддержкой государства – освобождаются от уплаты НДС. Что касается сроков подготовки класс-решения, то в РФ это занимает до 90, в Беларуси – до 30 дней, при этом точные условия получения зависят от множества факторов.
- Другими словами, класс-решение – это долгое и дорогое удовольствие? Или усилия оправданы?
Простейшее класс-решенее стоит как подача 50 деклараций. На стоимость влияют сроки хранения в зоне таможенного контроля, какими преференциями пользуется предприятие, объем отправки и ряд других факторов. Стоит понимать, что при абсолютно любых исходных, класс-решение все равно будет выгоднее для Клиента, чем растаможка каждого отдельного элемента партии.
Ещё одним фактором в пользу класс-решений является новая редакция кодекса Таможенного Союза, которая вступила в силу с 1 января 2018 года. Теперь, для транзита по территории Республики Беларусь и для въезда в Российскую Федерацию, каждая деталь из партии, следующей в несобранном виде и без класс-решения, подлежит обязательному декларированию. Раньше было достаточно предоставить копию экспортной декларации, то есть доказательство того, что товар идет на экспорт под одним кодом. При этом услуги декларанта – это дополнительные расходы.
- Перейдем ко второму пункту: аккредитив или отложенный платеж. Как работает указанная схема оплаты?
Это инструмент, который используется как дополнительная финансовая гарантия для сторон проектной перевозки. Таким гарантом выступает банк. Контрагенты договариваются о последовательности поставка-оплата, и банк берет на себя функцию регулятора в данном вопросе. Другими словами, аккредитив – это гарантия получения денег или товара на определенном этапе логистической цепочки, в зависимости от того, был выбран аккредитив по отгрузке или по доставке.
Аккредитив можно также рассматривать как свод требований к документации. Приведу пример: компания А покупает у компании Б товар, и гарантом выступает В Банк. В договоре аккредитива четко прописывается, что отправитель или получатель получают деньги только при условии наличия оригинальной печати таможни на транспортной накладной. AsstrA предоставляет документы ФИАТА (FBL, FCR) которые часто используются при аккредитивных отношениях, - поясняет Андрей Абрамов.
- Что важно учитывать и контролировать при подготовке документооборота на груз?
В индустриальных проектах отправителем часто выступает инжиниринговая компания, которая является производителем только части груза либо не является им вовсе. Основная партия производится субподрядчиком по заказу в различных странах и, более того, на различных континентах. При этом ввозиться товар должен исключительно под контракт между отправителем и получателем. Это означает, что все коммерческие документы на груз должны быть на бланке отправителя, включать единый код согласно решению о классификации, содержать упоминание аккредитива, наименования должны соответствовать указанным в решении о классификации. Любая ошибка или несоответствие может поставить под угрозу весь проект. Особенного внимания и контроля требует тот факт, что право на освобождение от НДС при экспортной поставке имеет именно производитель оборудования, и соответственно экспортная таможенная декларация оформляется от лица производителя, а не отправителя - инжиниринговой компании. Все эти детали является определяющими для успеха каждой проектной перевозки, - заключает Андрей Абрамов.