О преимуществах железнодорожного транспорта можно говорить долго. Это и бо̀льшая по сравнению с автотранспортом грузоподъемность, и стабильность ставок, и относительная независимость от погодных условий. Кроме того, этот вид транспорта – наиболее экологически чистый.
О перспективах развития жд, плюсах и минусах этого подвижного состава для грузоотправителей мы поговорили с заместителем операционного директора по железнодорожным перевозкам группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG Андреем Сулла.
- Андрей, подвержен ли рынок жд-перевозок заметным изменениям, все-таки этот тип транспорта считается одним из самых стабильных?
Если говорить о техническом и географическом расширении возможностей жд перевозок, то этот рынок вовсе не такой закостенелый, как принято думать. Да, строительство новых жд путей и станций происходит медленно, при этом инвестиции в этом секторе растут из года в год. Например, только на развитие отдельных регионов РЖД в 2019-2020 планирует выделить до $15 млрд. В развитие Нового Шелкового пути Китай в прошлом году вложил $237 млрд, и значительная часть этой суммы пошла именно на жд. Новые направления из Поднебесной в Европу открываются практически каждый месяц. Во внутриевропейских перевозках также наблюдается «оживление» жд сектора – в регионе DACH (прим. Германия, Австрия и Швейцария) правительства делают упор на развитие жд инфраструктуры, как наиболее перспективной с точки зрения экологии.
Если рассмотреть внутренние изменения рынка, то они заключаются в изменении спроса на разные виды подвижного состава. Так рост количества контейнерных перевозок сейчас на 22% обгоняет вагонные транспортировки. Это связано в первую очередь с низкой стоимостью контейнеров, а также с активным строительством контейнерных терминалов (прим. только в РФ в 2018 году было открыто более 230 новых станций).
Ежегодно на рынке возникает сезонный спрос и, как следствие, дефицит вагонов, особенно спецтранспорта — зерновозов и рефрижераторов. Из-за новых правил сроков эксплуатации вагонов, введенных в РФ три года назад, наблюдался повышенный спрос на вагоны и полувагоны. Этот дисбаланс немного выровнялся в 2018 году благодаря усиленному выпуску полувагонов и инновационных вагонов с повышенной грузоподъемностью.
- Перечислите сложности и плюсы жд транспорта?
В целом, сильные стороны жд – это регулярность отправлений, стабильность ставок, безопасность, постоянное отслеживание груза и возможность получения скидок при определённых условиях.
Про сложности говорить не приходится, это скорее особенности данного вида транспорта, которые могут быть в каждом подвижном составе. Это необходимость перегрузки при переходе на другую колею в случае международных схем. Кроме этого, если у крупного завода нет своих подъездных путей, то доставка до двери возможна только в случае комбинированной перевозки. Поломки, хоть они и случаются крайне редко, затрагивают все расписание движения.
- Насколько жд перевозки конкурентоспособны по сравнению с автоперевозками?
Это зависит от множества факторов: трейд лейна, объема и веса, сроков доставки, срочности, бюджета. Однозначно говорить о преимуществах жд перед авто без конкретных данных нерепрезентативно. Общее правило можно описать следующим образом: стандартные грузы на дальние расстояния при большом тоннаже и средней срочности везти по жд выгоднее. При этом Клиент на маршруте СНГ-Азия-ЕС с учетом смены колеи получит товар на несколько дней позже. Еще раз повторюсь, это вопрос приоритетов: сроки или бюджет?
Важно понимать, жд – это часто история о мультимодальности. Речь идет не о конкуренции жд с морем или с авто, а о создании максимально удобной и выгодной для Клиента логистической схемы.
В качестве примера приведу рабочую схему поставок: команда AsstrA везет контейнер морем из Южной Кореи до Литвы, от Литвы до Дуйсбурга контейнерным поездом, а из Дуйсбурга до дверей - контейнеровозом. Комплексность – именно то, что дает Клиентам AsstrA возможность выбора. Конечно, в отдельных случаях сам товар определяет тип подвижного состава, и здесь Заказчик с самого старта получает от экспертов компании полную информацию: что можно везти, на что требуются дополнительные разрешения, а что лучше везти по другой схеме.
Корпоративные Клиент компании AsstrA получают жд обслуживание от А до Я. Каждый может воспользоваться только услугой перевозки, обратиться к дополнительным сервисам страхования или оплаты железнодорожного тарифа. Или же заказывать всю логистику «под ключ» и просто ждать звонка «ваш груз доставлен».