У каждой страны есть своя модная визитка – бренд, ассоциирующийся именно с этим регионом. Ни для кого не секрет, что между «родиной» бренда и точками его производства могут пролегать сотни и тысячи километров. На крупнейших аутсорсинговых площадках в Китае, Индии, Пакистане, Вьетнаме отшивается до 85% всей продуктовой линейки мировых брендов.
О том, как связать между собой все этапы производства одежды, и почему логистика для легкой промышленности – это совсем не легкая задача, мы поговорили с Руководителем отдела AsstrA Beauty and Fashion Logistics Фёдором Пакушем:
- Федор, какие особенности можно выделить в логистике для сегмента Fashion? Как они влияют на цену для конечного потребителя?
Основной фактор – это, конечно, время. Сроки доставки – это первый кит в логистике одежды. Представьте следующую ситуацию: крупный масс-маркет создает новую коллекцию одежды, галантереи и аксессуаров, заключает договоры со ритейлерами по всему миру, планирует и запускает рекламные кампании, возможно, даже анонсирует открытие новых фирменных магазинов и ... опаздывает с доставкой на неделю. 7 дней – это не так уж и много, не правда ли? Но это семь дней простоя складских помещений, семь дней аренды торгового пространства, не говоря уже о репутационных потерях и раздосадованных задержкой покупателях. Поэтому четкое планирование и контроль на каждом этапе доставки – это базовые требования, которые должны соблюдаться всеми участниками цепочки. Для гарантии своевременного прибытия машины на разгрузку AsstrA, например, выделяет двух водителей на одну машину. Это позволяет не только снизить зависимость перевозки от человеческого фактора, но и сэкономить до 50% времени.
Второй важный фактор, о котором обязательно должен помнить как отправитель, так и поставщик транспортно-логистических услуг, – сезонность. Традиционно к выпуску коллекций весна/лето, осень/зима на рынке наблюдается повышение спроса и, как следствие, дефицит подвижного состава. Именно поэтому для крупных производителей заблаговременный поиск логистических партнеров и бронирование грузовых мест – это must do. Надеяться «вскочить в последний вагон» и найти достаточное количество машин в пик сезона без предварительного бронирования – это очень рискованный план, который редко себя оправдывает.
Однако в современной модной индустрии появилось такое понятие как ultra fast fashion, когда коллекции не ограничиваются периодами осень-зима, весна-лето, а меняются чаще, моментально улавливая последние тренды и подстраиваясь под них. В таком случае клиенты AsstrA получает решения экспресс-доставки, транспортировки ускоренными поездами из Китая или авиаперевозки. Разумеется, эти варианты требуют больших инвестиций, чем доставка морем или стандартным жд, но в этом вся суть понятия «трендовый». Конечный потребитель готов платить за что-то больше, только если получит уникальное предложение и получит его первым.
Третий кит – это безопасность. Одежда, галантерея, аксессуары – это высоколиквидные товары, поэтому риск кражи достаточно высок. В AsstrA безопасность достигается за счет четкой схемы, включающей только проверенные дороги, охраняемые заправочные станции и паркинги. Каждый новый маршрут тщательно прорабатывается.
- Что заказчикам стоит учитывать при выборе подрядчика?
Большинство мировых производителей работают сегодня по системе тендеров, т.е. логистическая компания выбирается на конкурсной основе. В условиях тендера заказчики прописывают все обязательные условия. Они могут разниться в зависимости от направления перевозки или внутренней политики Клиента. Но основное, повторюсь, – это сроки, безопасность, наличие дополнительных услуг. Из «фишечных» требований – специализированный подвижной состав с вешалками, маркировка, предпродажная подготовка товара.
Именно нестандартные и сложные заявки от Клиентов из легкой промышленности послужили четыре года назад толчком к созданию специализированного отдела AsstrA Fashion and Beauty Logistics (AFBL). В рамках проекта команда AsstrA собрала и проанализировала опыт реализованных проектов для фешн- и косметической индустрии. На базе этого опыта сформированы стандарты работы отдела, и создан пакет основных и дополнительных услуг. То, что проектный подход работает, становится особенно заметно при реализации сложных заявок.
Так недавно AsstrA осуществила доставку партии обуви из Индии. Перед AFBL стояла задача собрать товар на консолидационном складе в Индии с пяти фабрик в разных регионах. Затем провести инспекцию качества, погрузить, документально оформить и доставить груз в Европу. В Европе провести обязательную маркировку, и затем дистрибутировать обувь, в том числе в Россию, что потребовало дополнительного таможенного оформления.
Успех многих проектов и накопленный опыт не означают, что можно «почивать на лаврах». Индустрия фешн – это подвижный, гибкий и часто непредсказуемый рынок, который нужно постоянно мониторить. Так, сегодня европейские бренды, которые работают с российским рынком, столкнулись с новым вызовом – обязательная маркировка обуви в РФ с 1 июня 2019.
Мы уже разрабатываем услугу под это изменение: формируем сеть складов в Европе, на которых будет предоставляться услуга маркировки товара, подготовки документов и дальнейшей отправки в РФ.