Европейский автотранспорт стоит на пороге больших перемен. «Пакет мобильности», штрафы за отдых в кабинах грузовиков и нехватка профессиональных водителей формируют новые условия транспортного рынка. Какие последствия принесут данные изменения?
Артур Антонин, Кантри-менеджер по региону Испания в AsstrA, рассказывает о сложившейся ситуации на рынке автоперевозок.
- Наиболее обсуждаемая новость в дорожном транспорте – «Пакет мобильности». Какова основная цель его внедрения?
«Пакет мобильности» Европейской комиссии - это ряд инициатив, касающихся управления коммерческим автомобильным транспортом в Европейском союзе. Он представляет собой крупнейшее изменение в правилах дорожного транспорта ЕС и охватывает многие аспекты деятельности отрасли. Например, в Испании большинство экспортных поставок в 2018 году осуществлялось литовскими, румынскими или болгарскими перевозчиками, у которых нет представительства в этой стране. «Пакет мобильности» ограничит конкуренцию, стандартизирует тарифы и откроет рынок для местных перевозчиков. Ситуация складывается аналогично на территории всей Европы.
По информации Международного союза автомобильного транспорта (англ. The International Road Transport Union – IRU), «Пакет мобильности» был принят для решения ряда проблем и поддержки развития автомобильного транспорта внутри европейского региона. Стандартизация и упрощение правил нацелены на обеспечение добросовестной конкуренции, улучшение экологических показателей и внедрение инноваций для всех государств-членов ЕС.
- Тот факт, что перевозчики требуют соблюдения законодательства ЕС, предусматривающего 45-часовой период отдыха вне кабины грузовика, также повлечет за собой значительные изменения?
Скорее всего, да. Во многих европейских странах, таких как Германия, Франция или Австрия, штрафы за несоблюдение правил отдыха водителями вне кабины грузовика вступили в силу в 2018. В Испании, например, запрет на 45-часовой период отдыха внутри кабины грузовика вступил в силу только в этом году. Согласно новым требованиям регулярный еженедельный отдых не может осуществляться внутри транспортного средства. Целью принятия закона было улучшение условий труда водителей и борьба с недобросовестной деловой практикой и нарушениями в транспортной отрасли.
- Что насчет среднего возраста водителей? Ставит ли он под сомнение долгосрочные перспективы данного вида транспорта?
Вынужден признать, что ситуация выглядит не оптимистично. По прогнозам Немецкой ассоциации экспедиторских и логистических компаний DSLV (German Association for freight forwarding and logistics), 2/3 водителей выйдет на пенсию в ближайшие 15–20 лет.
Средний возраст водителей в Европе неутешителен. По данным Британских СМИ, дефицит водителей увеличивается со скоростью 50 человек в день, при этом средний возраст специалистов – 55 лет. В Испании ситуация не лучше. В соответствии с информацией Главного управления дорожного движения, 70% водителей составляют лица старше 50 лет. Ассоциация немецких логистов и экспедиторов сообщает, что в Германии только треть водителей грузовиков – это люди моложе 45 лет. Польша нуждается в 100 000 водителей. Голландское бюро труда в своем отчете информирует, что средний темп роста нехватки водителей – 35% в год.
Основными причинами данной ситуации являются тяжёлые условия работы и высокая стоимость получения разрешительных документов. Из-за сложившейся ситуации наблюдается значительная миграция водителей между странами. Европейский автотранспорт прокладывает новый маршрут.