Основной тренд 21 века – рост автоматизации и роботизации всех сфер жизнедеятельности людей. Развитие экономики все больше основывается не на капитале и природных ресурсах, а на инновациях и креативных решениях. Ключевую ценность приобретают цифровизация и обработка больших массивов информации – BigData. Насколько актуальны данные тенденции в такой отрасли экономики как логистика? Ищем ответы вместе с Директором по развитию бизнеса AsstrA Вячеславом Турейко.
- Вячеслав, автоматизация процессов – безусловный тренд во всех отраслях. Как он отражается на развитии логистики?
Логистика – это уникальная отрасль, которая является неотъемлемой частью бизнеса в большинстве отраслей реального сектора экономики. И тренды, которые присущи бизнесу Клиентов AsstrA, сказываются на развитии логистики.
Очевидной тенденцией в логистике в последние годы стало все большее использование роботов и автоматизации процессов при транспортировке, погрузочно-разгрузочных и прочих видах технических работ.
Основным трендом в ближайшей перспективе будет использование искусственного интеллекта при разработке и выборе оптимальных логистических решений, позволяющих снижать логистические и финансовые издержки Клиентов. Все большая открытость рынков, появление новых технологий, стандартизация и контейнеризация грузоперевозок, высокая конкуренция между различными видами транспорта с одной стороны дают новые возможности для логистических операторов. В то же время жестко требуют от них высокой скорости обработки большого объема информации для поиска оптимальных логистических решений по требуемым Клиентами опциям «транзитное время – цена». Использование искусственного интеллекта в помощь человеку при решении этих задач – это уже требование времени для логистических провайдеров.
- Какие инструменты для автоматизации, оптимизирующие процессы взаимодействия с Клиентами и Партнерами, использует AsstrA?
В первую очередь в фокусе внимания компании – автоматизация процессов обмена информацией. Компания AsstrA инвестирует значительный ресурс в создание таких индивидуальных инструментов автоматического обмена информацией с Клиентами как EDI (EDI - англ. Electronic Data Interchange). Это позволяет минимизировать риск искажения и потери информации из-за человеческого фактора, влекущего непроизводительные расходы Клиентов, уменьшить количество времени, необходимое для работы с информацией (запросы, ордера, провозные документы и т.п.). Время на обработку информации на цепочке «заказ-сервис» сокращается в разы, по сравнению с традиционными средствами передачи данных (e-mail, телефон, почта).
Еще одним инструментом автоматизации, предлагаемых AsstrA Клиентам, является автоматический в онлайн-режиме Track&Trace, позволяющий Клиенту в любой момент убедиться в сохранности и своевременности транспортировки грузов, планировать бизнес-процессы, исходя из точного времени прибытия грузов.
В работе с Партнерами-поставщиками логистического сервиса эксперты AsstrA активно используют инструмент автоматизации бизнес-процессов закупки и ордер-менеджмента – Кабинет поставщика AsstrA. В свою очередь Партнеры получают доступ к предложениям грузопотоков AsstrA, своим заказам и соответствующим электронным документам, различным статистическим отчетам. Основная цель разработки и внедрения Кабинета поставщика – автоматизация, повышение удобства и качества совместной работы поставщиков и компании AsstrA-Associated Traffic AG.
Во внутренних бизнес-процессах компании AsstrA также большое внимание уделяет постоянной и системной их оптимизации с помощью подходов Lean Management, основой которых является фокусировка на процессах несущих добавленную ценность Клиентам, их оптимизации и автоматизации.
Важно также, что благодаря автоматизации и электронному документообороту многократно снижается количество используемой бумаги и электроэнергии. Компания АсстрА уделяет пристальное внимание соблюдению экологических стандартов своей деятельности, максимально придерживаясь принципов Green Logistics.
- Если с причинами для автоматизации процессов на производстве вопросов не возникает, то с рынком услуг ситуация не столь очевидна. Оставляет ли автоматизация и роботизация место для личной коммуникации и индивидуального подхода?
Может сложиться впечатление, что автоматизация работы с Клиентом, внутренних бизнес-процессов, работы с поставщиками в конечном итоге приведет к формированию бизнес-модели Machine-2-Machine, без участия человека. Но это не так. Автоматизация и роботизация процессов позволяет человеку отказаться от выполнения повторяемых технических операций и сконцентрироваться на работе, требующей нестандартного, креативного подхода, в которой искусственный интеллект помогает анализировать большие объемы данных и предлагать определенные решения. Адресные предложения, созданные для решения индивидуальной проблемы конкретного Клиента, всегда будут более интересны и востребованы, а самое важное – более эффективны, чем усредненные варианты. Определенная иррациональность рынка, на мой взгляд, не позволит в ближайшем будущем заменить интеллект людей полностью искусственным. Важность человеческого общения в бизнесе остается на высоком уровне. Это позволяет нам с оптимизмом смотреть на роль человека в экономике в ближайшем будущем.