Шелковый путь занял прочное место среди наиболее обсуждаемых тем глобальной логистики. Конференции, выставки, форумы – вопрос развития новой «торговой артерии мира» поднимется в рамках каждого серьезного логистического события. Важную роль в доставках из Поднебесной традиционно играет жд, авиа и морской транспорт. Как обстоит ситуация с автоперевозками?
О том, какие изменения происходят в китайских автоперевозках, и какие перспективы это открывает перед Клиентами в Европе и СНГ, мы поговорили с Алексеем Мычко, Специалистом отдела Китай в AsstrA-Associated Traffic AG.
- Слоган компании AsstrA на 2019 год – Connected by the New Silk Road. Как это повлияло на китайские автомобильные транспортировки?
Автоперевозками из Поднебесной компания AsstrA занималась всегда. Поезд, море, авиа – наработанные и хорошо знакомые схемы, в то время как машины предлагалась Клиентам как альтернативный вариант.
Китайским автомобилям запрещено заезжать на территорию России и Казахстана, и наоборот. Несмотря на то, что в экономических зонах Маньчжурии и Хоргоса автомобилям можно въезжать на 50 км вглубь территории, сложность организации перевозки остается. Поэтому наземные транспортировки по этому направлению непопулярны из-за необходимости перегрузки. Связано это с тем, что КНР не входит в конвенцию CMR (прим. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки). Товар отправляют до погранперехода, где перегружают на машину с российской регистрацией, и далее груз следует до конечного получателя. Все изменилось в январе 2019 года, когда в тестовом режиме начали выдавать разрешения на движение вглубь страны. Теперь российский грузовик может без перегрузок ехать, например, по маршруту Москва-Пекин. На год выделено по 3 000 дозволов для китайских и российских машин. Одно разрешение – одна отправка. Данное количество ничто в масштабе объемов из Китая. Большая часть компаний продолжит работать с перегрузками. Однако принятие этого закона – это первый шаг к развитию и популяризации автоперевозок из Поднебесной.
AsstrA быстро среагировала на новый законопроект и осуществила первые прямые перевозки еще весной. Части промышленного молота были доставлены из Аняна в Челябинск за 7 дней.
- При сравнении автоперевозок с другими видами транспорта, какие плюсы и минусы ждут Клиентов?
Клиент выбирает прямую более дорогую автоперевозку из-за горящих сроков. На одну машину выделяется два водителя, что гарантирует доставку «от двери до двери» за 7-14 дней. Для сравнения море – до 50 дней, поезд – до 17 дней, включая 3 дня ожидания контейнера на станции.
Сроки доставки также «перевешивают» стоимость, когда от оперативной доставки груза зависит работа производства. Поэтому прямые авто из Китая – это подходящий вариант, например, для Урала, где расположены многие крупные производства.
Список продуктов, разрешенных к автотранспортировке, является следующим преимуществом. К автоперевозке допускаются опасные грузы: батарейки и ряд жидкостей, которые нельзя отправить жд транспортом.
КНР не входит в конвенцию ДОПОГ (прим. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов), поэтому подходы к определению класса опасности в Европе и в Азии не совпадают. В стране отправителя товар может быть опасным, в то время как у получателя в Китае безопасным, и наоборот. При перевозке опасных грузов команда AsstrA адресно прорабатывает каждый запрос. Специалисты компании сравнивают информацию с местной классификацией опасных грузов, связываются с выбранным погранпереходом и проверяют, работает ли китайская таможня с таким классом.
- Есть ли специфика работы на рынке КНР?
В Китае предпочитают оплату наличными и на месте. На стоянках, складах, при погрузочно-разгрузочных работах: водителю на смартфоне показывают QR код. Водитель считывает его сканером в WeСhat, и сумма сразу списывается с карточки, привязанной к этому аккаунту в WeСhat. Никаких счетов или отложенных платежей.
При организации перевозки специалист постоянно должен быть на связи с китайским отправителем, что иногда трудно ввиду разницы во времени. Информация по весу и объему, заявленная получателем, может отличаться от реальных. Поэтому специалист AsstrA перепроверяет с отправителем параметры груза, чтобы избежать несоответствий на погранпереходе.
Также в Китае в случае простоев водители спят в отелях, и фуры остаются на охраняемых стоянках. Поэтому только тогда, когда отправитель на 100% подтверждает готовность продукции, машина выезжает на место загрузки. В противном случае суммы простоев могут серьезно повлиять на конечную стоимость транспортировки.
Клиенты, которые хотят напрямую возить уже сейчас могут столкнуться с дефицитом разрешений и подвижного состава. Благодаря сотрудничеству AsstrA с надёжными Партнерами есть возможность бронировать прямые автомобили за одну-две недели до отправки даже в период высокого спроса.
- Какие перспективы у прямых автоперевозок на Шелковом пути?
Услуга прямых перевозок из Китая новая и перспективная. Клиенты только присматриваются и оценивают все преимущества.
В начале этого года первые российские прямые авто были пионерами-разведчиками. Сейчас появилось понимание реальной стоимости перевозки, наработались схемы перевозки. С увеличением количества разрешений будет появляться все больше игроков на рынке, что решит проблему дефицита подвижного состава. Сложнее ситуация с китайскими перевозчиками. Для выхода на российский рынок потребуется массовое обновление автопарка до стандартов Euro 5 и Euro 6.
В целом рынок развивается и будет развиваться. Срочные отправки, грузы, которые нельзя перевезти в контейнерах, рост импорта продуктов питания из СНГ и, как следствие, потребность в рефперевозках, - все это стимулы для развития прямых автоперевозок на Шелковом пути.