Всё чаще слышны разговоры об автоматизации работы и сопутствующим страхом увольнений. О роботах, которые перенимают обязанности сотрудников. Планы автоматизации работы касаются также транспортно-логистической отрасли. Так ли серьезны поводы для беспокойства? Лишатся ли люди работы?
Как подчеркивает Мачей Тыбурчи, руководитель отдела Lean & Process Management из международной группы компаний AsstrA, чтобы предвидеть будущее, необходимо проанализировать три элемента. Это изменения в методах работы, развитие технологий и изменения в компаниях. Нельзя оценивать роботизацию только с одной точки зрения, т.к. в этом случае прогноз не будет точным.
- Какие изменения в методах работы наблюдаются уже сегодня?
Наши бабушки и дедушки работали в одной компании на протяжении жизни. Однако современное поколение намного чаще меняет работу. По статистике, молодой человек будет работать в десяти компаниях и более. Кроме того, развивается работа с удаленным доступом, практикуется ведение проектов в нескольких фирмах одновременно. Это другой взгляд на профессиональное развитие. Стоит также вспомнить о людях, которые совмещают работу и путешествия.
Изменения будут происходить и дальше. Чтобы развиваться на рынке труда, придется приспосабливаться к новым способам заработка и частым сменам мест работы. Потребуется непрерывно повышать компетентность, приобретать новые знания и опыт.
Если человек примет изменения, происходящие в методах работы, есть шансы, что у него не будет проблем в поиске занятия.
- Люди боятся развития технологии?
Развитие технологии прогрессирует, и ничто не может этому помешать. Создаются новые способы транспортировки, пути обмена информацией, а нудные и повторяющиеся задания передаются роботам. Благодаря этому человек концентрируется на более ответственных задачах. Например, на непосредственном контакте с Клиентом или на выполнении сложного анализа с принятием стратегического бизнес-решения. Эти задания, ввиду сложности и риска ошибки, должен и далее выполнять человек. Робот может только подсказать, посоветовать, но финальное решение остается за человеком.
Технологии (то есть роботы) поддерживают и повышают наши результаты. Даже если фирма достигнет высокого процента автоматизации, человек будет управлять организацией, программировать, исправлять ошибки и т.п. Технология поддерживает и будет поддерживать действия человека. Яркий этому пример – компьютер. Это высокотехнологичное изобретение, но ничего не сделает без человека.
- Какие изменения должны вводиться в фирмах?
Для дальнейшего существования компании должны искать методы повышения своей эффективности. Еще 50 или 100 лет назад не было необходимости проведения сложных анализов для больших продаж. Сегодня конкуренты также умеют пользоваться социальными сетями, поэтому фирмы должны постоянно искать новые пути развития.
Очевидные методы уже используются конкурентами, таких методов уже недостаточно. Следует искать дальше. Преимущество перед конкурентами обеспечивает Лин-менеджмент. Но что делать фирме, которая уже благополучно пользуется инструментами Лин? Хватит ли этого? На некоторое время вполне. Однако через пару лет этого уже будет недостаточно.
Речь не идет о том, чтобы не использовать решения Лин. Их необходимо внедрять, но не в последний момент, а как следующий шаг. Следствием Лин-менеджмента становится роботизация процессов. В первую очередь стоит проанализировать процесс, постараться его усовершенствовать, а позже автоматизировать некоторые действия.
Повлияет ли это на увольнение сотрудников? Думаю, что нет. Это зависит от стратегии компании, а не от внедрения роботов. Рекомендуемая стратегия – оставить работающих сотрудников, и не нанимать новых. Людям, задания которых переданы роботам, можно дать другие задания. Это менее затратно, чем принимать на работу новых специалистов извне. Не стоит забывать, что кто-то должен управлять роботами, программировать их и исправлять ошибки. Для этого необходимы люди.
Применение роботов увеличит производительность труда сотрудников: делать больше за такой же период времени. Учитывая кадровые недостатки в транспортно-логистической отрасли, роботизация – это отличное решение. Фирма не меняет схему рекрутинга. Только внедряет роботов для определенных процессов, выполняет внутренние кадровые перестановки и благодаря этому увеличивает производительность организации. Никто не теряет работу несмотря на появление роботов.
В транспортно-логистической отрасли ведутся разговоры о самоуправляемых грузовиках и о страхе водителей потерять работу. Стоит также обратить внимание на нехватку водителей в отрасли, в то время как компании и далее обязаны функционировать. Поэтому так необходимы изменения в методах работы. Одно из них предполагает, что водители из офиса в течение одного дня обслуживают несколько грузовиков. Управление транспортных средств было бы возможным благодаря использованию виртуальной реальности. Эта идея позволит избежать проблем, связанных с нехваткой персонала.
Подобных концепций будет появляться больше. Роботы будут помогать в монотонных заданиях и позволят увеличить нашу производительность при нехватке рабочих рук. Мы живем в интересное время. Изменения будут происходить быстрее и быстрее. Стоит это принять и найти свое место.