5 января 2020 года первый контейнерный поезд из Поднебесной прибыл в Польшу на Силезскую станцию Славков. Из китайского города Сиань за 12 дней пройдено 9,5 тысячи километров.
Дебютный контейнеровоз отправился 24 декабря 2019 г. из Сианя по ширококолейному пути на станцию Славков. 45 контейнеров прошли 9,5 тыс. км через Китай, Казахстан, Россию и Украину. В Польшу состав въехал 5 января через пограничный переход Изов - Хрубешув. В близлежащем Евротерминале Славков перед отправкой конечным потребителям контейнеры перегрузили в железнодорожные вагоны и грузовики. Это первый интермодальный поезд, прибывший в Польшу непосредственно из Китая по Новому Шелковому пути.
Маршрут из Сианя до Славкова, проходивший через Казахстан, Россию и Украину, составляет 9 477 км. Открытие ширококолейной железной дороги значительно ускорило перевозки, которые до сих пор осуществляли преимущественно морским транспортом. Стоит отметить, что контейнерному судну, отправляющемуся из Шанхая, требуется больше месяца, чтобы добраться до Гданьска. По железной дороге тот же груз теперь доставят до Польши в два раза быстрее.
Евротерминал Славков, расположенный недалеко от Домбровой Гурничи, – это самое западное место в Европе, до которого доходит ширококолейная железная дорога. Славковская ширококолейная металлургическая линия (LHS), самая протяжённая линия в Польше, предназначена для грузовых перевозок. Соединяет польско-украинский железнодорожный пограничный переход Хрубешув - Изов с Силезским воеводством. Протяженность линии составляет 400 км и проходит через пять воеводств: Люблинское, Подкарпатское, Свентокшиское, Малопольское и Силезское.
В городе Сиань, расположенном в центральном Китае, проживает 13 миллионов жителей. Это экономический центр с развитой высокотехнологичной машиностроительной, электротехнической и металлургической промышленностью. Город также известен как бывшая столица Китая. Здесь начался исторический Шелковый путь. Сегодня Сиань считается самым быстрорастущим внутренним портом и логистическим центром на Новом Шелковом пути.
«Железнодорожное решение через Славков обладает оптимальной протяженностью и идеально вписывается в программу создания Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Однако, как отмечают эксперты, эта схема предполагает более высокие риски увеличения затрат. Дальнейшая реализация этой программы должна включать альтернативное железнодорожное сообщение через другой украинско-польский пограничный пункт пропуска ― Мостиска - Медыка. Это позволит снизить транспортные расходы без дополнительных инвестиций в инфраструктуру терминала», – комментирует Гжегож Здыбель, трейд лейн менеджер AsstrA-Associated Traffic AG.
Запуск соединения стал долгожданным для польских железнодорожных перевозчиков. Доступ к инфраструктуре рельсового пути шириной 1520 мм требует наличия соответствующих локомотивов, что затратнее, чем доступ к рельсам 1435 мм. На практике это означает, что на участке представлен один железнодорожный перевозчик и используются только тепловозы внутреннего сгорания. Таким образом, перспективы увеличения выбросов CO2 по всему транспортному маршруту будут низкими.
Эти факторы напрямую влияют на окончательную стоимость железнодорожных услуг. Узкоколейные железнодорожные сообщения через украинско-польские переходы, такие как Мостиска - Медыка, содействуют снижению транспортных расходов и стимулируют конкуренцию. У перевозчиков появляется открытый доступ к услуге, где построены и введены в эксплуатацию перегрузочные терминалы. Наличие развитого рынка услуг способствует принятию выгодных экономических решений.
Не стоит забывать и о так называемой "интермодальной скидке" без учета колеи 1520 мм, которая поддерживает развитие интермодальных перевозок до 2023 года.
Как резюме вышесказанному: на рынке появились новые, экономически выгодные схемы жд перевозок. Также открываются новые маршруты, которые дополняют существующие варианты доставки из Китая в Польшу. Железнодорожные операторы должны принять это во внимание. Снижение затрат на перевозку влечет снижение цены на товар.
Цены неизменно остаются решающим элементом, определяющим выполнение транспортных заказов. Также следует помнить о растущей роли экологии в экономике. Кроме того, необходимо учесть, что на польских границах есть забытые частные перегрузочные терминалы.
Правительство Китая планирует первое сокращение субсидий в 2022 году. Сегодня наблюдаем растущее внимание к оптимизации затрат и балансировке объемов, перевозимых железнодорожными операторами. Это будут важные факторы, влияющие на состояние железнодорожного транспорта Китая и Европы, которые уже анализируются», – подчеркивает Гжегож Здыбель.