В апреле 2020 года Китай подписал договор с Венгрией, который предусматривает предоставление кредита на возведение железнодорожного пути из Будапешта в Белград. Сумма кредитного соглашения – 1.9 миллиарда долларов, что составляет 85% расходов на проект. Остальные 15% республика покроет самостоятельно.
Обсуждение проекта началось 6 лет назад. Три страны – Китай, Венгрия и Сербия – подписали протокол о намерении возвести железнодорожную сеть длиной 370 километров по маршруту Будапешт-Белград. Инвестиция подразумевает реконструкцию действующих и возведение новых путей. В итоге обновят 335 километров полотна, из которых 166 километров пройдет по венгерской территории.
Главная цель проекта – строительство железнодорожной линии из Китая до морского порта Пирея в Афинах. Пирейский порт занимает третье место в мире среди пассажирских портов. Осенью 2009 года китайская компания China Ocean Shipping Company (COSCO) арендовала у Греции на 35 лет половину Пирейского порта. С 2016 COSCO управляет контрольным пакетом акций.
Для КНР подписание проекта – это своеобразный мост, соединяющий Пирейский порт со странами Западной Европы. Стратегия Поднебесной строится исходя из долгосрочной перспективы на ближайшие десятки лет. Китай рассчитывает, что порт Пирея и новая жд инфраструктура будет и дальше под управлением КНР.
В проекте «Будапешт-Белград» международная группа компаний AsstrA отвечает за организацию last-mile транспортировки контейнеров группы компаний China Railway Group. В комплекс услуг также входит оформление транзитной и таможенной документации. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, вызванную распространением коронавируса, Клиент AsstrA еженедельно получает контейнеры согласно установленному расписанию.
«Окончание одного из главных инфраструктурных проектов ЕС запланировано на 2022 год. Путь Будапешт-Белград после завершения строительства должен стать логистическим центром, проходящим по маршруту из Венгрии через Сербию до Афинского порта. Кроме того, жд линия станет самым скоростным направлением между западом и востоком. После строительства Венгрия будет конкурировать с крупными логистическими хабами Европы», – делится деталями Владислав Мартин, представитель отдела Китай в ЕС в AsstrA.
Китай настаивает, что не стремится увеличить влияние, а хочет развивать инфраструктуру в мире. Сербия в этом смысле – удачное место. Строительство линии, во-первых, позволит наладить быстрое транспортное сообщение и связь со странами Западной Европы. Во-вторых, республика пополнит государственный бюджет за счет транспортировки груза.
«Проект железной дороги «Будапешт-Белград» импонирует. Это часть нового пути из Китая в Европу с использованием высокоскоростных грузовых поездов. Будущее рынка логистики происходит через трансформацию, благодаря чему Клиенты получают безопасные и экспресс решения по приемлемой цене», – комментирует Ботонд Ковач-Мате, управляющий филиала AsstrA в Венгрии.