Швейцария быстро пережила пик пандемии. Уже с середины мая число новых случаев заражения свелось к минимуму. Правительство стало постепенно снимать ограничения, введённые режимом чрезвычайной ситуации. С точки зрения экономики пандемия нанесла сильный удар.
ВВП страны за май снизилось на 5% по сравнению с прошлогодним уровнем. Больше беспокойства доставляет тренд по безработице: репрезентативный индекс KOF (Index of Globalization) по прогнозам Швейцарской высшей технической школ Цюриха университета (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich) составит -20% за второй квартал 2020 года. Этот показатель даже ниже уровня финансового кризиса 2008-2009 года.
Правительство сформировало адресные программы для поддержания бизнеса. Выделено 20,2 миллиарда швейцарских франков на компенсацию заработной платы компаниям, которые вынужденно сократили рабочую ставку сотрудникам.
О ситуации на рынке логистических услуг рассказывает Владислав Лагун, кантри менеджер региона Швейцария.
В сегодняшней ситуации, какие услуги стали востребованными?
Швейцарский экспорт товаров и услуг упал на 10-12% по сравнению с прошлым годом, что повлекло логичное падение спроса на грузовые перевозки. Однако показатели отрасли постепенно возвращаются к докарантинным цифрам.
Отмечается повышенный спрос на услуги курьеров и почты, поэтому компании из этого сегмента расширили штат для обработки посылок в пик распространения вируса.
Насколько стал заметным уход с рынка слабых игроков?
На рынке транспортно-логистических услуг обошлось без новостей об обанкротившихся компаниях. При этом гиганты рынка, как Kühne & Nagel и Hupac, рапортовали о падении продаж. Процент спада выражается двухзначным числом.
Если расширить фокус на производителей товаров и услуг, то количество заявленных банкротств за май на 32% меньше, чем в мае 2019 года. К сожалению, ожидается волна банкротств в течение следующих месяцев. Это компании, у которых еще до кризиса наблюдалась неблагоприятная финансовая ситуация.
Ценовой демпинг. Как обстоит ситуация на рынке Швейцарии?
В апреле-мае наблюдали падение цен до 7%. После увеличения грузовых потоков в ближайшие месяцы рассчитываем на прирост, что подтверждается промежуточными результатами за июнь.
Готовится в компании антикризисный бизнес-план на случай повторения пандемии?
Да, план действий на случай второй волны COVID-19 предусмотрен. В первую очередь, для безопасности сотрудников офиса снова введётся режим удаленной работы. Будет изменен процессы продаж: акценты на прохождение квалификационных процедур у Клиентов-ТНК. Вернутся ежедневные брифинги сотрудников офиса по видеосвязи. Верим, что разработанный план никому не понадобится.
Перевод сотрудников на удаленную работу на постоянной основе. Возможно это?
Для офиса в Цюрихе – нет. Удаленный режим работы и последующие ограничения для посещения компаний, заводов, фабрик, которые вводят компании в целях безопасности, – существенное ограничение для головного офиса. Группа компаний AsstrA расширяет долю на рынке транспортных услуг в Швейцарии, и один из определяющих факторов успеха – это личное общение с Клиентами и Партнерами.
Существует риск, что компании решат оставить часть сотрудников на «удалёнке». Например, согласно опросу компании Deloitte, 41% швейцарских сотрудников считают работу в удаленном режиме более продуктивной, чем в стандартном режиме. Несмотря на эти временные ограничения за последние 3 недели команда отдела продаж провела 7 личных встреч с Клиентами компании, чтобы обсудить планы на ближайшие месяцы работы.