С началом коронавирусной пандемии и закрытием границ мировой рынок серьезно трансформировался. Однако логистика, как и раньше, остается частью этого механизма и выполняет поддерживающую функцию экономики.
Экономика работает только тогда, когда полноценно представлен импорт и экспорт, выполняются торговые операции. Как только экономика не работает в налаженном режиме – падает ВВП. По прогнозам экспертов, темпы экономического роста в 2020-2021 снизятся до 0,4%. Первыми на снижение ВВП реагируют грузоперевозки: снижение ВВП на 1% сокращает рынок перевозок на 2-3%.
Например, в Китае, куда и откуда направляется внушительная доля мировых заказов, по отчетам бюро статистики за первый квартал 2020 года объемы рынка грузоперевозок сократились на 18,4%. Грузооборот составил 7,8 млрд тонн, что меньше прошлогодних показателей на 13,6%. Мировой спрос, который сократился не сразу, Китайская Народная Республика не удовлетворяла из-за карантинно-санкционных мер.
Первые остановки производств и перекрытия транспортных артерий начались в Китае. Сильнее пострадала автопромышленность, что было вызвано нарушением алгоритма поставок между производственными площадками по выпуску деталей и сборочными заводами. Позитивная динамика сохранилась в отраслях, обеспечивающих или поддерживающих жизнедеятельность: продукты питания, фармацевтика, топливо.
Логистические компании вынуждены перестраиваться, быстро реагировать и экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям. Компания AsstrA оперативно находила решения для беспрерывного грузопотока.
Отсутствие или перебои поставок импортного сырья. Остановки или задержки производственного процесса с последующими опозданиями в доставках готовой продукции. Уменьшение спроса и закупок ввиду кризисного сокращения расходов и ограничения в транспортных ресурсах – это примеры сложностей, которые коснулись каждого звена логистической цепочки. Начиная с импортеров, производителей, логистических посредников и заканчивая закупщиками, дистрибьюторами и конечными покупателями.
Также процессы тормозила документационная составляющая, ориентированная на привычное условие «сотрудник в офисе». Во время карантина часть участников логистической цепи обратились к онлайн-документообороту, при этом решение не стало массовым. Это повлияло на привычные бизнес-процессы, приостановило темп и качество услуг в придачу к уже существующему падению рынка.
За первые 5 месяцев 2020 года сотрудничество с Клиентами AsstrA из азиатского региона развивалось неравномерно. Несмотря на карантинные меры с вытекающими логистическими ограничениями сотрудничество с Клиентами из Китая удалось удержать на уровне 2019 года. Товарооборот с участием китайских направлений составил 2,5 млн. евро.
Присутствие Казахстана в клиентском портфеле стремительно выросло. Оборот по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличился на 57%, показатель заказов вырос на 62%. Скачкообразную динамику показал Туркменистан по общему обороту, который сократился на 46% несмотря на 15% увеличенное количество заказов. С Киргизстаном наблюдается сокращение оборота на 9% и количества заказов на 26%. Новый регион присутствия для компании – Узбекистан – за первые пять месяцев достиг запланированных показателей.
«Объяснением статистики остается неразрывная связь бизнеса и логистики. В группе компаний АsstrA условия карантина мобилизовали ресурсы сотрудников. Чтобы остаться «на плаву», необходимо адаптироваться и соответствовать запросу деформированного вирусом рынка. Команда принимала это за правило, что дало впечатляющие результаты», – комментирует Маргарита Дядяева, управляющий офиса AsstrA в Алматы и кантри-менеджер по региону Казахстан.