Концепция «точно в срок» или just-in-time (JIT) берет начало в 50-х годах ХХ века на автомобильных заводах Toyota. Со временем нашла применение в логистических и складских процессах, а сегодня стала частью философии lean management (концепция управления предприятием). Пандемия и изменения в экономике трансформировали подход к организации логистики JIT.
Метод JIT дает преимущества, связанные с сокращением запасов, с минимизацией отходов в виде перепроизводства, а также со снижением до нуля временных потерь на погрузку или выгрузку. Как результат, внедренная концепция интеллектуального управления производством заметно сокращает сроки транспортной доставки. Качество, разнообразие сервисного ассортимента и вариативность ценовых предложений уже недостаточно в условиях рыночной конкуренции. Управление временем в логистических цепочках становится решающим фактором результативных операций.
Коронакризис и изменения на международной арене, обусловленные пандемией, повлияли на принятые стандарты и привычные решения в транспорте и логистике. Первые трудности появились с началом эпидемиологического кризиса в Китае.
Даниэль Хайдук
«С началом пандемии в Поднебесной возникли перебои в транспорте и, как результат, пробелы в доступности отдельных товаров. Вирус подчеркнул зависимость государств от импортных грузопотоков. Потребители столкнулись с ситуациями, когда предметы первой необходимости, такие как одноразовые перчатки, антибактериальные гели или туалетная бумага, стали дефицитом», – комментирует Даниэль Хайдук, тимлидер варшавского отдела экспресс-доставок.
Последующие этапы распространения вируса Covid-19 вынудили автомобильные, химические и пищевые заводы приостановить производство. Из-за заблокированных маршрутов и торговых ограничений продолжение модели JIT стало невозможным. Так как большинство компаний не разработали плана действий для чрезвычайных ситуаций, то выжили только те, кто проявил гибкость и скорость в решениях.
«Коронавирус выявил конструктивные недостатки концепции JIT. Возникшие из-за пандемии перебои в транспортных потоках привели к невозможности доставки товаров в согласованные сроки. Поэтому предприятия поставили задачу переоценить и диверсифицировать планы, а также определить необходимый уровень запасов», – добавляет Даниэль Хайдук.
Отсутствие информации среди участников рынка стало серьезным испытанием для выстроенного логистического механизма. Несмотря на возрождение китайской промышленности, компании по-прежнему сталкиваются с трудностями корректного функционирования цепочек поставок. Полная реорганизация предполагает переход от автомобильного транспорта к железнодорожному, морскому или воздушному, поскольку срочные доставки первостепенных товаров стали приоритетной задачей.
Чтобы избежать подобные ситуации в будущем, компании планируют сосредоточить внимание также на поддержании местных складских запасов, балансировании спроса и предложения, диджитализации и диверсификации логистической цепи. Таким способом усилится значение поставок JIT и тенденция к локализации заказываемых услуг.
«Появился шанс выявить и исправить недостатки устаревших систем и стандартов. Транспортно-логистическая отрасль стремится к оцифровке процессов и созданию общих платформ для обмена информацией, которых сегодня не хватает», – резюмирует Даниэль Хайдук.