Мультимодальные перевозки – логистическое решение для доставки грузов несколькими видами транспорта через одного логистического провайдера. Такие схемы набирают популярность в отрасли благодаря гибкости, которая помогает продолжать работу в даже в непредсказуемые времена.
Несмотря на многочисленные преимущества, мультимодальные логистические схемы требуют большего времени на организацию. В создании адресного решения для каждого Клиента с учетом заявленных требований участвует одновременно сразу несколько экспертов от каждого вида транспорта.
В 2020 году международная группа компаний AsstrA обработала на 146% больше заказов на мультимодальные перевозки по сравнению с 2019 годом. По предварительным прогнозам, тенденция роста сохранится. Команда обслуживала маршруты из Польши и Китая в Россию, из Германии и Нидерландов в Польшу, а также проекты внутри России.
Андрей Иванов-Колаковский, региональный директор AsstrA в странах ЕС, делится мнением о преимуществах мультимодальных перевозок и их будущем в мире логистики.
– Что ждет в 2021 году мультимодальные перевозки?
Андрей Иванов-Колаковский
Ожидаем роста интереса к этим логистическим схемам в соответствии с заданной тенденцией. В прошлом году комбинированные доставки часто становились выгодной альтернативой автоперевозкам, которые из-за закрытия границ и пандемии задерживались. Логистическая отрасль многому научилась за последние годы и будет использовать этот опыт для дальнейшего продвижения мультимодальных схем.
Комбинированные доставки также помогают преодолеть нехватку международных водителей, с которой сталкивается отрасль. Благодаря внедрению морского и железнодорожного транспорта в схему доставки, поставщики логистических услуг сводят к минимуму зависимость от свободных водителей. Предполагаем, что мультимодальные перевозки частично заменят одномодальные автоперевозки.
Еще одна тенденция – это дальнейшее внедрение IT-технологий, таких как блокчейны. Хотя эти решения уже применяются для поддержки схем доставки одним видом транспорта, подобное использование в мультимодальных схемах все еще усложнено. Преодоление технических преград откроет новые перспективы для бизнеса логистических провайдеров.
– Какие преимущества у мультимодальных схем перед одномодальными перевозками?
Мультимодальные перевозки гибкие и вариативные. Это позволяет комбинировать виды транспорта и оптимизировать сроки и затраты под Клиента. Например, для срочной доставки можно поставить грузовую машину на поезд и переместить груз из пункта А в пункт Б быстрее, чем по дороге.
Другой пример – сегодня на рынке наблюдается нехватка морских контейнеров. Кроме этого, происходят заторы в портах, в том числе и в Китае. Мультимодальные схемы, которые включают автоперевозки и ускоренные контейнерные поезда, способны обойти эти преграды и гарантировать доставку в обозначенные сроки.
Еще одно преимущество состоит в том, что мультимодальные решения более экологичны, и эта характеристика больше и больше ценится в отрасли. Оптимизированные мультимодальные доставки сокращают выбросы CO2 по сравнению с одномодальными схемами. Например, загрязнение воздуха можно уменьшить, частично заменив автомобильный транспорт экологически чистым морским или жд транспортом. Чтобы повысить осведомленность о том, как мультимодальные схемы могут помочь планете, команда AsstrA предоставляет Клиентам отчеты с подробным указанием количества CO2, выделяемого в ходе транспортных проектов.
– Для каких проектов рекомендуете мультимодальные перевозки?
Комбинированные транспортные схемы в первую очередь подходят для крупногабаритных грузов и регулярных доставок. Однако это еще не все – команда AsstrA выполняет заказы с использованием нескольких видов транспорта для Клиентов из металлургической промышленности и индустрии оборудования, а также для Заказчиков из индустрии моды, косметической и химической отраслей.
Тем не менее, мультимодальные варианты могут быть не подходящим вариантом для негабаритных грузов. Например, иногда невозможно поставить негабаритную единицу на поезд, поэтому автотранспорт остается единственным вариантом для таких грузов. Сотрудники AsstrA для каждого заказа предлагают комбинированные схемы, когда это позволяют характеристики груза.
– Как повлияла блокировка Суэцкого Канала на оперативную работу AsstrA в Европе?
На команду AsstrA это повлияло не сразу, скорее последствия принесли проблемы. Суда застряли в европейских портах, в которых образовались пробки. Ставки фрахта растут, контейнеров не хватает, а задержки доставки влекут за собой дополнительные расходы. Отсрочка выполнения заказа доходит до 3 недель, в течение которых согласованные ставки часто меняются. К счастью, команда AsstrA предлагает несколько вариантов доставки, и Клиентам не приходится полагаться только на морские схемы.
– Насколько вероятен риск, что подобная ситуация повторится?
Поскольку это случилось однажды, это всегда может повториться. Расследование еще продолжается, и до сих пор непонятно что произошло. Поэтому допускается вероятность, что нечто подобное случится повторно. Будем надеяться, что этого не произойдет, однако в случае форс-мажора, команда будет готова отреагировать максимально стремительно.