Миколас Токаренко
Международная морская организация (анг. International Maritime organization - IМО) с 60-х годов 20 века разрабатывает программу по снижению негативного воздействия судоходства на экологию. С 1 января 2020 года в силу вступает решение IМО о снижении максимально допустимого содержания серы в топливе. Что это означает для судоходной отрасли и рынка морских грузоперевозок выясняем у Руководителя отдела морских перевозок в странах Балтии и Беларуси AsstrA Миколаса Токаренко.
- Миколас, что ждет судовладельцев с началом 2020?
В апреле 2018 100 стран членов Международной морской организации в Лондоне в штаб-квартире организации приняли решение о снижении максимально допустимого содержания серы в топливе, используемом морскими судами с 3,5% до 0,5%. Это постановление принято в контексте обостряющейся экологической ситуации в мире. Транспортный сектор в целом и морские суда в частности негативно влияют на окружающую среду из-за большого количества выделяемых вредных веществ типа серы и углекислого газа в атмосферу Земли. Судоходные компании обязаны найти решение, как соответствовать новым требованиям IМО.
- Какие варианты есть у судовладельцев?
Первый – усовершенствовать суда, оборудовав их специальными очистными фильтрами – «скрубберами». В таком случае можно и дальше использовать высокосернистый мазут в качестве топлива. Негативное влияние на окружающую среду будет уменьшено за счет очистки отработанных газов.
Второй вариант – это переход на топливо с низким содержанием серы. Например, на сжиженный природный газ. В Европе уже ходят суда на таком топливе. При использовании сжиженного природного газа дополнительные очистные сооружения не нужны. Однако необходимо создать инфраструктуру для заправки. Для мореходства это новая технология и пока дорогая.
- Ощутит ли рынок морских перевозок в регионе Балтии техническое переоснащение судов?
Акватория Балтийского моря активно используется для мореходства. IМО пристально следит за экологической ситуацией в регионе. Балтийское море находится в зоне контроля выхлопов серы SECA (Sox Emission Control Areas) c 2015 года. Снижение содержания серы в топливе благоприятно отразится на окружающей среде.
Согласно исследованию шведского банка «SEB» к 2020 году, менее 2 000 судов из всего объема торгового флота, а это 60 000 единиц, будут оборудованы системами «скрубберов». Установка «скрубберов» – это весомые финансовые инвестиции в техническую часть и временные затраты на переоборудование. Если часть судовладельцев пойдут по этому пути, на определенный промежуток времени создастся дефицит транспортных средств. Суда будут на верфях на переоснащении и не будут совершать регулярных рейсов. Учитывая производственные мощности существующих производителей «скрубберов», в ближайшие годы создастся дефицит готовых очистных конструкций. Это приведет к повышению цен на низкосернистое топливо и спровоцирует рост ставок на перевозки из-за возросших издержек на эксплуатацию судов.
Процесс уменьшения выбросов серы – не единственный фактор роста цен на морские перевозки. Брексит, торговая война между США и Китаем, замедление роста экономики ключевых стран ЕС таких, как Германия, также влияют на экономическую ситуацию в целом и как следствие - на стоимость перевозок. AsstrA-Associated Traffic AG держит руку на пульсе и чутко реагирует на изменения на мировой геополитической арене.