Венгрия усиливает потенциал интермодального транзитного узла, инвестируя в железные дороги страны. В этой статье Ботонд Ковач-Мате, управляющий филиалом и Кантри менеджер в Венгрии в AsstrA, анализирует влияние текущих венгерских инфраструктурных проектов на торговлю между Китаем и Европой.
Ботонд Ковач-Мате
Торговые отношения между Венгрией и Поднебесной с каждым годом становятся крепче. На сегодня Китай − крупнейший торговый партнер Венгрии за пределами ЕС. Венгрия, в свою очередь, является третьим по величине, после Польши и Чехии, торговым партнером Китая в Центральной и Восточной Европе. По объему среди товаров, экспортируемых Венгрией в Китай, лидируют изделия из пластика, машиностроительная продукция и древесина. Венгрия из Китая импортирует преимущественно машины и химическую продукцию.
В настоящее время большая часть поездов из Китая в Венгрию въезжает в ЕС через польский город Малашевиче, недалеко от границы с Беларусью. Это крупнейший в мире «сухой железнодорожный порт», позволяющий осуществлять перегрузку с ширококолейных поездов на поезда со стандартной шириной колеи. Однако мощность объекта ограничена, и потребность во вложениях в инфраструктуру увеличивается. Центральный логистический терминал будет построен для оптимизации транспортных потоков в/из северные порты и логистические терминалы Польши, а также для улучшения жд сообщения. Вкладывая значительные средства в железнодорожную инфраструктуру, Венгрия планирует обслуживать больше жд перевозок из Китая и обогнать Польшу в качестве ключевого европейского логистического центра для азиатских грузов.
В этой гонке за «торговую монополию» в азиатских железнодорожных перевозках одной из первых инвестиций Венгрии была модернизация жд линии Будапешт-Белград. Проект начался в 2013 году и финансировался в основном на средства китайского кредита. Несмотря на общие задержки, ожидается, что работы будут завершены к 2025 году. Основная цель проекта – сократить время доставки за счет обеспечения прямого доступа в Центральную и Восточную Европу из греческого порта Пирей.
В связи с быстрым ростом объемов грузов в 2020 году и недостаточной пропускной способностью существующих транспортных коридоров, международные компании ищут альтернативные маршруты, например, через Украину. В январе 2021 года Венгрия начала строительство контейнерного терминала Восточно-Западные ворота в Фенешлитке, в 20 км от границы с Украиной. Работы велись в стремительном темпе, и уже в мае в эксплуатацию была сдана железнодорожная ветка стандартной колеи, которая свяжет станцию Фенешлитке с новым терминалом. Комплекс позволит выполнять перегрузку контейнеров с широкой колеи на стандартную. Планируемая пропускная способность нового терминала составит 1 млн TEU в год.
AsstrA в Венгрии, в тесном сотрудничестве с развитой сетью филиалов группы компаний в других странах, предоставляет Клиентам адресные решения, адаптированные к рыночной ситуации в разных странах.