Владислав Лагун
Марк Рисенбрег
Елена Высоцкая
Кризис Coivd-19 повлек быстрые и решительные изменения в логистической отрасли. Сейчас, когда мир вступает в новую постковидную эпоху, самое время задаться вопросом, какие из решений, внедренных во время кризиса, останутся в силе. Эксперты международной транспортно-логистической компании AsstrA-Associated Traffic AG делятся наблюдениями о самых важных изменениях в логистике.
«5 мая Всемирная организация здравоохранения отменила чрезвычайную ситуацию, введенную в связи с Covid-19 более трех лет назад. Самое время оглянуться назад и проанализировать, что изменилось за последние годы. Неопределенность привела к серьезным экономическим потрясениям: ВВП сократился на триллионы, нарушился процесс торговли, закрылись бизнесы.
Однако, если сконцентрироваться на логистике, кризис привел к ряду положительных изменений, например, к признанию и приоритизации фундаментальной важности цепи поставок, а также четкому осознанию необходимости инвестиций в технические возможности, такие как отслеживание передвижения транспортного средства в реальном времени и отказоустойчивость. Кроме того, Covid-19 заставил участников цепи поставок адаптироваться и развивать гибкость, чтобы сохранить бизнес. Так, многие организации запустили процесс создания инструментов расширенной аналитики для выполнения динамической рационализации SKU (анг. stock keeping unit) вместо ведения одноразовых электронных таблиц, как это было популярно ранее. Ковидные ограничения привели к дефициту транспортных мощностей – предложение преобладало над спросом. Как следствие, в условиях такого рода рыночных потрясений, экспедиторы выполняли заказы клиентов, используя нестандартные решения», – комментирует Владислав Лагун, CСO в компании AsstrA.
Значительные изменения возможны благодаря таким технологиям, как Интернет вещей (IoT), или датчикам, предоставляющим ценные данные о состоянии и местоположении грузов в цепочке поставок. Это необходимо для замороженных продуктов или лекарств, так как температурный контроль для таких продуктов имеет решающее значение. Завоевали популярность облачные системы управления, например, Кабинет Поставщика от AsstrA – решение для контроля и обмена информацией между поставщиками и другими участниками цепи поставок.
«Пандемия повлияла на наше мышление. Во-первых, мы осознали, как важно быть в контакте с клиентом. Во-вторых, что необходимо минимизировать человеческий фактор в процессе доставки. Поэтому предлагаем мультимодальный сервис, в основе которого лежит перевозка железнодорожным транспортом. И наконец, что не менее важно, не следует фокусироваться на одном варианте доставки, необходимо развиваться в различных направлениях», – добавляет Марк Рисенбрег, Integrated Solutions Manager.
За последние три года рынок морских грузоперевозок столкнулся с множеством трудностей. Рост тарифов на перевозки привел к тому, что импорт товаров из Китая стал невыгодным. Падение спроса и ковидные ограничения создали проблемы со стабильным производственным циклом и торговлей.
«Ситуация с морскими перевозками в мире показывает, что благодаря снижению спроса продолжают падать ставки на морские перевозки. Во время пандемии COVID-19 ставки взлетели, достигнув 12-летнего максимума на фоне растущего мирового спроса и задержек в цепочке поставок. Осенью 2021 года значение Freightos Global Container Freight Index достигло максимального уровня в 10-11 тыс. долларов США за 40-футовый контейнер, что в 7 раз выше уровня начала 2020 года.
Летом 2022 года ставки на морские перевозки, поднявшиеся до исторических максимумов во время глобальной пандемии, пошли на спад. Индекс Global Container Freight Index на май 2023 года снизился более чем на 80% за последний год. Так, сейчас Freightos Baltic Global Container Index показывает, что рынок находится на уровне начала 2020 года – среднее значение индекса составляет 1 400-1 500 долларов США за 40-футовый контейнер», – подчеркивает Елена Высоцкая, Marketing Analyst в AsstrA.
Covid-19 способствовал ускоренному решению ранее существовавших проблем в цепочке поставок и выдвинул на первый план важность видимости, устойчивости и оцифровки. В прошлом снижение затрат могло быть достигнуто за счет бережливого производства, увеличения времени выполнения заказа и дешевой рабочей силы. Теперь гибкость, прозрачность, автоматизация и повышение квалификации персонала станут ключевыми факторами для более эффективного принятия решений и совершенствования интегрированных рабочих процессов цепочки поставок.
Автор релиза: Анета Ковальчик.