Участники цепи поставок подвергаются воздействию правовых, экологических, политических и социальных факторов. Аналитический отдел AsstrA делится, какие факторы оказали ключевое влияние на логистику во второй половине 2022 года.
Транспортные ставки
Логистический пик традиционно приходится на четвертый квартал. В этот период увеличивается как количество транспортных заказов, так и цены на их реализацию. В 2022 году на рост ставок дополнительно повлияли головокружительные оплаты за топливо, нехватка водителей и полномасштабное вторжение в Украину. В высокий предпраздничный сезон также снижается доступность транспортных услуг. В 2022 году TIMOCOM зафиксировал обратную тенденцию – увеличение производственных мощностей и устранение узких мест за счет снижения объемов производства в Европе.
Во втором квартале 2022 года средние фрахтовые ставки выросли более чем на 45% по сравнению с первым и остались на этом же уровне и в третьем квартале. В четвертом, как и прогнозировалось, произошел рост на 3% по сравнению со вторым кварталом.
В третьем квартале 2022 года контрактные ставки достигли показателя в 129,7 индексных пункта, увеличившись на 5,4 пункта кв/кв, что означает рост на 19,6 пункта г/г. Спотовые ставки составили 142,6 пункта, что означает рост на 6,0 пункта кв/кв и 26,4 пункта г/г.
Ослабление торговли и производства в начале 2023 года может привести к незначительному снижению транспортных тарифов. Однако снижение может остановить изменение цен на топливо в связи с продлением эмбарго ЕС на ввоз нефтепродуктов из России. Запрет вступит в силу 5 февраля 2023 года. Также сложно предсказать, насколько в итоге вырастет уровень инфляции.
Экономический спад в Европе
В сентябре в производственном секторе наблюдался экономический спад с дальнейшим снижением спроса и усилением ценового давления. В том же месяце Индекс менеджеров по закупкам (анг. Purchasing Managers’ Index – PMI) для производства в еврозоне упал до 48,4 с 49,6 в августе, согласно S&P Global Eurozone Manufacturing PMI, что свидетельствует о снижении производства в еврозоне.
В конце третьего квартала две крупнейшие экономики ЕС, Франция и Германия, отметили резкое ухудшение производственных возможностей. Их PMI находятся на самом низком уровне с начала пандемии Covid-19 в первой половине 2020 года.
В сентябре упало также количество новых заказов. Трудности в цепи поставок разрушили производственные процессы, а объем незавершенных работ сократился из-за снижения мирового спроса. Высокие затраты на электроэнергию вызывали лишь случайные простои в производственном секторе.
В ноябре индекс PMI вырос до 47,8 с октябрьских 47,3 – самого низкого уровня за 23 месяца. Пятый месячный спад производства, согласно PMI, увеличивает вероятность того, что Еврозона погрузится в рецессию. Кроме того, энергетический кризис в Европе, который особенно ощущается производственным сектором, усугубляет экономический спад.
В четвертом квартале рост цен на энергоносители повлиял на нагрузку по затратам предприятий. Европейские компании сократили или полностью остановили производство, например в стекольной промышленности во Франции, сталелитейном производстве Испании и секторе удобрений в Польше. Растет угроза неплатежеспособности компаний.
Согласно Барометру торговли услугами Всемирной торговой организации (анг. World Trade Organization – WTO) от 22 декабря 2022 г., объем торговли услугами снизился в четвертом квартале и, вероятно, останется слабым в начале 2023 года. Индекс Барометра за октябрь упал до 98,3, что немного ниже базового уровня 100 и значительно ниже предыдущего 105,5 из последней публикации в июне. Финансовые услуги (107,8) оказались наиболее устойчивыми к замедлению мировой экономики. Выше тенденции снижения оказались показатели по пассажирскому воздушному транспорту (105,2) и информационно-коммуникационным услугам (103,2). Самое большое снижение зафиксировано в компонентах индексов строительных услуг (92,9), контейнерных перевозок (92,8) и PMI (91,1).
Снижение товарооборота между странами ЕС, Украиной и СНГ
В третьем квартале 2022 года объемы автомобильных перевозок товаров из Европейского Союза в СНГ были на 1% ниже по сравнению со вторым кварталом и на 16% ниже по сравнению с 2021 годом. Экспорт товаров из ЕС в Россию сократился на 26% кв/кв. В свою очередь, в Беларусь увеличился на 3% кв/кв, в Украину – на 21%. Поток товаров из Европы в Казахстан сократился на 8%, в Узбекистан – на 4%.
Импорт товаров из стран СНГ в Европу сократился на 1% кв/кв и на 38% г/г. Импорт из России снизился на 65% кв/кв, из Беларуси – на 71% кв/кв, а из Украины – на 26% кв/кв. Импорт из Казахстана сократился на 63% кв/кв, а из Узбекистана увеличился на 31% кв/кв.
Сокращение торговли между ЕС и Россией и Беларусью высвобождает пропускную способность на этих маршрутах, которую можно перераспределить в пользу Узбекистана, Казахстана и Украины.
Инфляция по-прежнему высока
Постоянно высокая инфляция оказывает давление на транспортные расходы. В ноябре 2022 года годовой уровень инфляции в еврозоне составил 10,1% по сравнению с 10,6% в октябре. Годом ранее этот показатель составлял 4,9%. Темпы инфляции немного замедлились в последние месяцы 2022 года, но остаются на самом высоком уровне за 10 лет.
Самые высокие годовые коэффициенты зарегистрировано в Венгрии (23,1%), Латвии (21,7%), Эстонии и Литве (по 21,4%), Чехии (17,2%) и Польше (16,1%).
Основными компонентами инфляции в еврозоне в ноябре являются энергоносители (+34,9% по отношению к +41,5% в октябре), продукты питания, алкоголь и табак (+13,6% в сравнении с +13,1% в октябре), неэнергетические промышленные товары (+6,1%, как и в предыдущем месяце) и услуги (+4,2%, с +4,3% в октябре).
Цены на дизельное топливо
По данным CNR (France Comittee National Router), в четвертом квартале 2022 года средняя цена дизельного топлива в Европе составляла 1,94 евро за литр. Цены остались на том же уровне по сравнению с третьим кварталом 2022 года, однако выросли на 60%, чем в четвертом квартале 2021 года.
3 декабря Совет ЕС установил максимальную цену на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Ограничение вступило в силу 5 декабря одновременно с эмбарго на поставки российской нефти в страны ЕС.
Механизм ограничения цен будет пересматриваться каждые два месяца, начиная с середины января 2023 года. Лимит будет установлен не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты. Аналогичный запрет вводят страны G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) и Австралия.
Текущая ситуация на рынке нефти, вероятно, приведет к росту цен на топливо, начиная со второго квартала 2023 года. Однако повышение может произойти и раньше, уже в первом квартале 2023 года, что станет причиной увеличения транспортных расходов.
Снижение привлекательности профессии водителя
Международный союз автомобильного транспорта (IRU) опубликовал глобальный отчет о нехватке водителей.
Нехватка водителей грузовиков и автобусов в Европе выходит из-под контроля. Спрос на транспорт растет, и молодежь не находит эту профессию привлекательной. Ожидается, что к 2026 году количество открытых вакансий водителя-дальнобойщика увеличится до свыше 60%, что связано с трудностями поиска перевозчиков логистическими компаниями.
Автор релиза: Камила Рынкевич.